Армянские символы в работах Рафаела Исраеляна. Часть II
Памятники в Апаране, Хайне и на горе Муса, посвящённые героическим событиям в истории армянского народа, были спроектированы Рафаэлем Исраеляном на закате творчества. Несмотря на различия, они объединены общими художественными мотивами и тематикой.
Композиция каждой скульптурной композиции включает в себя архитектурные и художественные детали, которые воспринимаются как органичные части сооружения. Это приём, который является типичным для Рафаела Исраеляна.
Памятник на горе Муса значительно выделяется на фоне окружающего пейзажа благодаря тёмно-красному цвету. Его можно рассмотреть издалека: это тяжёлая каменная глыба в форме стола, прочно стоящая на земле. Такой статичный образ передаёт важный для архитектора мотив непоколебимости и неприступности.
Дорога, сворачивающая направо от шоссе, ведущего из Еревана в Эчмиадзин, приводит к ступеням сооружения. Эти простые базальтовые ступени позволяют преодолеть ощутимое расстояние под палящим солнцем Араратской долины. Взбираясь на них, посетитель видит перед собой громадный каменный монумент, напоминающий щит.
Строгий и цельный памятник, почти лишённый каких-либо украшений, гармонирует с пейзажем, лишённым растительности. Абсолютно голая долина сливается с небом, на фоне которого возвышается гора Арарат: эта панорама открывается с арки. Исраелян использовал те же мотивы при проектировании арки Чаренца.
Огромные стены монумента, возведённые из тонко обработанного камня, наверху имеют акцентные детали с четырёх сторон. Они напоминают крепостные башни. Самая верхняя трёхзубая часть монумента, обращённая к шоссе, украшена силуэтом орла.
С точки зрения конструктивного решения, сила тяги арки увеличивается пропорционально её развернутой форме. Стенки по обе стороны проёма имеют достаточную длину, чтобы выдерживать натяжение и гасить силу тяги. Длина этих стен визуально воспринимается как толщина ног орла, так что напряжение и прочность были и рассчитаны с эстетической точки зрения: мощные ноги птицы прочно стоят на земле.
Монумент имеет три арки, которые чётко выражают тектонику сооружения в виде проёмов в несущих стенах. В то же время, психологически это передаёт ощущение надежности.
Формы монумента на горе Муса напоминают визуально орлов, вырезанных на стене Сардарапата и на хачкаре, установленном во дворе кафедрального собора Эчмиадзина. Ноги этих птиц поставлены на ширину плеч. Их спины расположены вертикально, а лица – в профиль: таких орлов можно увидеть на многочисленных эскизах Исраеляна.
Метод архитектора представить архитектурный замысел через скульптуру наиболее ярко проявляется в образах быков и орлов монумента Сардарапат, где отдельно стоящие стены и стелы сами по себе являются скульптурами.
В неприступном сооружении можно увидеть необычное сочетание симметрии и асимметрии. Оба фасада имеют симметричные композиции, но отличаются друг от друга. В то же время боковые фасады похожи друг на друга, но асимметричны. Благодаря этому памятник имеет более свободную композицию, если смотреть на него с углов. Также он может похвастаться неповторимыми перспективами.
С северного фасада открывается вид на стену, выполненную в замковом стиле, но более теплую и гостеприимную. Чередующиеся поверхности стен, обогащённые игрой света и тени, раскрывают объемно-пространственную композицию. Особенно выразительны перила каменных ступеней по обе стороны памятника: они создают традиционный для армянской архитектуры портал над арочным проёмом.
Особого внимания заслуживают выступы с углублениями, возвышающиеся рядом с каждым из окон. Хотя они кажутся элементами архитектуры форта, их размеры и подчёркнуто лаконичные карнизы в верхней части напоминают контуры хачкаров. Они были характерны для замков Киликийской Армении — некоторые примеры орнаментов, основанных на замковых мотивах, можно найти в черновых работах Исраеляна. Подобные формы изображения хачкара позже часто появлялись в работах Джима Торосяна, ученика Рафаела Исраеляна.
Монумент на горе Муса лаконичен и величественен. Возможно, его выразительные детали были бы более полными и утончёнными, если бы архитектор дожил до реализации своего проекта. Ара Арутюнян, коллега Рафаела, проделал замечательную работу, но вместе с тем придал памятнику свой стиль и настроение.
Особенностью сооружения являются прямоугольные торцы огромных камней. Эти глухие поверхности стен создают ощущение изоляции и неприступности, и в то же время — безопасности. Тяжесть конструкции нарушается величественными орлиными крыльями, которые образуют боковые фасады памятника.
Первый памятник, посвящённый обороне горы Муса, был воздвигнут в Киликийской Армении. На изгибе его стены был изображен французский корабль, спасший армян, выживших на горе. Монумент, который в настоящее время разрушен, увековечен в рельефе, украшающем вход в музей. Он был спроектирован Исраеляном на основе единственной сохранившейся фотографии.
На обложке: Рафаел Исраелян (1908–1973). Фото: avproduction.am
Источник: David Stepanyan. Monuments speaking Armenian