Почему метро в Ереване не нужно, а необходима перестройка образа мысли: по мотивам интервью с Артуром Месчяном

Почему метро в Ереване не нужно, а необходима перестройка образа мысли: по мотивам интервью с Артуром Месчяном

В феврале на телеканале «Шант» вышло интервью, посвященное 100 дням с назначения Артура Месчяна главным архитектором Еревана. В гостях были он и заместитель мэра Айк Саркисян.

Кадр из интервью Артура Месчяна и Айка Саркисяна телеканалу «Шант»

41 минута интервью крутится вокруг пяти тезисов:

  • у города денег нет;

  • основная задача — ввести в эксплуатацию станцию метро в районе Ачапняк, которая разгрузит дороги. Будут инвесторы, правда не скажем, кто, но зато мы наспех нарисовали две башни, чтобы показать их в эфире;

  • будет открываться еще одна станция. Где, как и когда — пока не скажем, но к 2020 году все будет;

  • построим канатную дорогу, будем ее дотировать из городского бюджета;

  • никак не можем понять, почему в соцсетях такие злые люди.

Критика в социальных сетях связана с общим непониманием действий мэрии. И на этом фоне интервью вызывает еще большее недоумение.

Почему вице-мэр по финансам исходит из позиции, что денег в бюджете нет? Деньги в бюджете есть — 83 млрд. 77 млн. 572,0 тыс. драм на 2019 год — как и есть вопросы по поводу их распределения.

Обсудим затронутые вопросы.

Метро в Ереване не нужно

Метро — очень дорогой вид транспорта. Траты на обслуживание и поддерживание сильно превышают доход, метрополитен окупается только при больших пассажиропотоках. Если вагоны начинают перевозить воздух, то метрополитен начинает генерировать большие убытки с ростом цены проезда. Еще дороже строить новые станции — стоимость строительства сопоставима с бюджетом на создание трамвайной сети в городе.

Если установить реальную цену за проезд в метрополитенах, то люди перестанут им пользоваться — это станет очень дорого. Поэтому власти, с одной стороны, начинают экономить, увеличивая интервалы, отключая часть освещения или даже эскалаторы, а с другой — покрывать убытки из бюджета. В итоге денег на развитие хоть какого-нибудь общественного транспорта просто не остаётся.

Метро строится долго, а нынешние обстоятельства в Ереване требуют быстрых решений. Одна новая станция не решит проблем города, а открытие каждой последующей если и случится, то будет длится годы.

Месчян показывает проект торгово-офисного центра, совмещенного с вестибюлем метро (показан красным). Кадр из интервью Артура Месчяна и Айка Саркисяна телеканалу «Шант»

Время, пока человек спускается, ждет вагона (в Ереване интервалы очень длинные, доходят до 8-10 минут), затем выходит на улицу, должно быть меньше, чем та же дорога на общественном транспорте. В Ереване зачастую это неактуально, вопрос решается дешевле и эффективнее развитием системы наземного городского транспорта.

С конца прошлого века города переосмыслили роль трамваев, автобусов и электричек. Выяснилось, что за сравнительно небольшие деньги можно качественно доработать транспортную сеть исходя из уже имеющейся инфраструктуры, которая не будет уступать по качеству метрополитену. Средняя скорость движения поездов метро — около 30 км/ч. С такой же скоростью может ездить трамвай или автобус при условии обособления линий, приоритетного проезда перекрёстков и остановок в километре друг от друга.

Частоту движения, предсказуемость времени в пути можно обеспечить с помощью тех же выделенных линий, контроля этого обособления (камеры, ГИБДД, бетонные блоки) и качественной маршрутной сети. Дополнительно нужно проработать билетное меню, пересадки и другие вопросы организации транспорта.

За четыре года — а это период, охватываемый программой развития Еревана с 2019 по 2023 год, реально создать магистральные коридоры, которые свяжут быстрым транспортом весь город. Это можно сделать с помощью трамвая, скоростного автобуса и троллейбусов.

Выдвижение на этом фоне идеи по открытию заранее дотационной канатной дороги вызывает еще большие вопросы. Если в городе проблемы с бюджетом, зачем создавать еще один источник постоянных расходов?

При этом бюджет на транспорт, по сравнению с прошлым годом, уменьшился с 15 млрд 196 млн до 13 млрд 275 млн драмов, эта расходная статья сократилась на 1 млрд 920 млн драмов.

Почему главный архитектор обсуждает не облик города, а общественный транспорт, критику и отсутствие средств? Ведь помимо него в мэрии есть транспортный отдел, отдел архитектуры и градостроительства, отдел строительства и благоустройства, отдел по связям с общественностью, финансовый отдел. В них, судя по распределению бюджета Еревана на 2019 год, должны трудиться профессионалы, исследующие международный опыт, ведь бюджет на услуги профессионального развития аппарата, по сравнению с прошлым годом, увеличился с 9,2 млн драмов — до 169,1 млн драмов, а по линии зарубежных командировок расходы, по сравнению с 2018 годом, с 62,7 млн драмов увеличились до 112,7 млн драмов.

Общественные ожидания к 100 дням на должности главного архитектора связаны с тем, что будет с городом, утратившим множество объектов культурного наследия, какие архитектурные решения и ограничения будут приняты, что за знаковые проекты будут реализованы в нашей столице. Ответы на эти вопросы не прозвучали.

Арсен Алексанян

Почему метро в Ереване не нужно, а необходима перестройка образа мысли: по мотивам интервью с Артуром Месчяном