Страсти по «Спартаку», или Как схлестнулись армянский темперамент и еврейский практицизм

Страсти по «Спартаку», или Как схлестнулись армянский темперамент и еврейский практицизм

«Балет я считаю великим искусством. В нем можно выразить все многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному, и музыка в нем должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене».

Арам Хачатурян

Однажды солнечным зимним днем на Невском проспекте в Ленинграде двое спорили о чем-то: громко и оживленно. Вдруг разговор перешел на крик, началась потасовка. Вокруг мгновенно собралась толпа любопытствующих зевак. Послышались возгласы: «Милиция, милиция, позовите милицию!». Двое интеллигентных, хорошо одетых людей вцепились друг в друга мертвой хваткой. На зов собравшихся прибежали милиционеры и отвели возмутителей порядка в отделение. Пока стражи порядка проводили дознание, виновники драки стояли друг против друга, тяжело дыша и «испепеляя» друг друга взглядами.

Как выяснилось, виновниками драки были известный советский композитор Арам Хачатурян и балетмейстер-постановщик Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр) — Леонид Якобсон. Почему эти двое так агрессивно себя вели? В чем причина их раздора? Что могло заставить двух состоявшихся взрослых людей так некорректно себя вести? Причина была одна — они разошлись во мнениях при постановке балета «Спартак».

1. Композитор А.И. Хачатурян / Автор: Коньков Александр. Источник: tassphoto.com, culture.ru
2. Балетмейстер Л.В. Якобсон / pushkinhouse.org

«Спартак» — долгожданный балет, замысел которого Арам Ильич вынашивал много лет. На создание балета ушло три с половиной года, этому предшествовала поездка в Рим и знакомство с римской культурой и архитектурой. Посетив исторические места — Колизей, Аппиеву дорогу, вдохновленный атмосферой римского мира композитор приступил к созданию балета.

«Спартак» был написан в форме монументального спектакля. Его драматургию характеризуют многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главной сюжетной линей является восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющей — любовь Спартака и Фригии, страсть Красса к Эгине и другие вспомогательные повороты.

В музыке балета слились воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы, композитор использовал всевозможные средства выразительности восточного мелоса, декламации, интонации стонов, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене — «Смерть Спартака», драматизм достигает своей кульминации.

Репетиция балета «Спартак» (1956). ЦГАЛИ СПб | spbarchives.ru

Репетиция балета «Спартак» (1956). ЦГАЛИ СПб | spbarchives.ru

Образ фракийского гладиатора не давал Хачатуряну покоя. Балет получился масштабным и сенсационным. Все в нем дышало новаторством и античной историей. Это парадоксальное столкновение двух противоположных явлений воплотилось в великолепной партитуре, сочных оркестровых красках, эпичной постановке.

Спектакль стал настоящей сенсацией своего времени. Все в нем, начиная от названия жанра и до сценических решений, отступало от канонов и правил классического балета.

Но причем тут история с рукоприкладством? — спросит читатель.

Ответ прост: Якобсон был в корне не согласен ставить балет в первозданном виде и требовал переделать некоторые сцены и сократить музыкальную партитуру. Вдобавок он назвал музыку балета очень затянутой, а либретто — скучным и схематичным. Хачатурян воевал за каждый номер, за каждую ноту в балете. Ожесточенные споры и стычки стали привычным явлением на каждой репетиции, включая генеральную. Якобсона и так не любили в театре — его идеи считались слишком смелыми и претенциозными. Новшества Якобсона как балетмейстера руководство театра встречало очень холодно. Якобсон отрицал жанр классического балетного танца, находя его старомодным и исчерпавшим свои возможности. Вместо этого балетмейстер предлагал ввести в балет элементы пластического танца, пантомимы, что было очень ново и необычно.

Последней каплей в споре стало заявление Якобсона о том, что в балете не будет ни классического костюма, ни такого количества артистов кордебалета и статистов. Тогда Арам Ильич со свойственным ему темпераментом восточного мужчины атаковал сухого и сдержанного Леонида Якобсона. Позже, когда страсти улеглись, оба решили пойти на кое-какие уступки во имя искусства и на благо самого балета.

Премьера «Спартака» состоялась в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Постановка стала настоящей сенсацией, и с этого дня началось ее триумфальное шествие по театральным подмосткам ведущих театров мира.

Программа Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова к балету «Спартак» (1956). ЦГАЛИ СПб | spbarchives.ru

По сценарию драматурга Николая Волкова, «Спартак» представляет из себя сцены из римской жизни 4-х актах, девяти картинах. За основу сюжета был взят исторический факт восстания гладиаторов и рабов в Риме в 73-71 годах до н.э. под предводительством Спартака (фракийского воина, взятого в плен). Литературной основой сюжета послужили многие исторические материалы — особенно «Жизнеописания» Плутарха, сатиры Ювенала и роман Р. Джованьоли «Спартак» (1874).

Основными действующими лицами в балете были Спартак (А. Макаров) — предводитель восставших гладиаторов и рабов, Марк Красс (Р. Гербек) — римский полководец, Фригия (И. Зубковская) — возлюбленная Спартака, Эгина (А. Шелест) — куртизанка, Гармодий — друг Спартака (в первой версии — отсутствует, в некоторых версиях постановок фигурирует как предатель).

Сцена из балета «Спартак» в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова. А.А. Макаров в роли Спартака, И.Б. Зубковская в роли Фригии, Р.И. Гербек в роли Красса (1956). Фото: Б.В. Уткин. ЦГАКФФД СПб | spbarchives.ru

«Спартак» стал первым мужским балетом, поставленным в Советском Союзе, так как главные партии принадлежат Крассу и Спартаку. Драматургия балета была основана на противопоставлении образов главных героев и на столкновении двух миров — воинов Рима и восставших за свободу рабов.

Особым новшеством балета стала хореография: Якобсон, отказавшись от пуантов, одел танцоров в римские сандалии — каллиги, и внес в классический балет элементы античного балета — мимической пластики и пантомимы. Это было очень смелое решение, так как герои танцевали не на носках, а на невыворотных ногах. У сценических костюмов тоже была своя история: чтобы максимально передать атмосферу античного мира, танцовщиков облачили в свободные одеяния, трико сменили на короткие туники и римские тоги (тоги носили римские граждане, но никак не рабы), что вызвало шок у первых зрителей.

Музыку «Спартака» справедливо можно назвать вершиной творчества Хачатуряна. Он сумел сделать невероятное: сочетать монодию восточных напевов и древнегреческих диатонических ладов с особенностями западноевропейской классической музыки с ее полифонией, полиритмией, оркестровым великолепием и многообразием средств музыкальной выразительности. В то же время композитор оставил свой неповторимый почерк в балете, словно переосмыслив античный музыкальный мир, пропустив его образы через свое мировосприятие. Спектакль имел невообразимый успех.

Вслед за Якобсоном к постановке балета спустя полгода решил обратиться московский Большой театр во главе с Игорем Моисеевым (режиссер-постановщик). В Москве премьера спектакля состоялась 18 марта 1958 года. Для постановки создали монументальные декорации. В отличие от ленинградской версии, основной акцент был сделан на образе Эгины (Майя Плисецкая), роль Красса была почти лишена характерных черт и носила скорее пантомимный характер, большая роль была отведена кордебалету, который стал «отдельным героем», «комментирующим» события и сопереживающим Спартаку. К сожалению, эта постановка была воспринята очень холодно и даже не сохранилась в какой-либо записи. В ней были задействованы Д. Бегак (Спартак), неуказанный танцовщик, воплотивший образ Красса, Н. Рыженко (Фригия), М. Плисецкая (Эгина) и Н. Радечеев (Гармодий).

Танец спартанцев из балета «Спартак». Постановка Юрия Григоровича. Государственный академический Большой театр СССР ©Александр Макаров / РИА Новости

В 1968 году Юрий Григорович решился на новую постановку «Спартака» на сцене Большого театра. Спектакль получился очень удачным и имел ошеломляющий успех. В нем были пересмотрены ключевые моменты и введен рад изменений. Например, партия Марка Красса, так неудачно обрисованная И. Моисеевым, обрела очень большую значимость и была создана для возрастного танцовщика. Григорович ярко обозначил столкновение двух главных героев — Красса и Спартака, создав тем самым героический мужской балет. Если Якобсон выстраивал много запоминающихся сцен гладиаторских боев, то Григорович на первое место вывел столкновение двух героев, а с их помощью — столкновение римской знати, воинов и восставших рабов.

Далее Григорович полностью пересмотрел либретто «Спартака», исключив партию Гармодия и расширив партию Красса. Образы героев воплотили Вл. Васильев (Спартак), М. Лиепа (Красс), Ек. Максимова (Фригия) и Н. Тимофеева (Эгина).

Постановка оказалась настолько удачной, что в 1975 году была экранизирована студией «Мосфильм». «Спартак» Григоровича стал одним из немногих балетов, представленных гастролями Большого театра на всех крупных театральных подмостках мира.

На родине композитора, в Ереванском национальном театре оперы и балета, «Спартак» впервые был поставлен в 1961 году Евгением Чангой. В 1970-х годах постановкой балета занимался Вилен Галстян.

Среди интересных постановок можно отметить версию Михайловского театра, который представил балет с хореографией Георгия Ковтуна в 2008 году. Спектакль отличался пышностью и размахом. В нем было задействовано несколько сотен человек, большие декорации и даже живые лошади. Однако спектакль запомнился лишь внешней атрибутикой и роскошью — партии главных героев были слабо разработаны.

«Спартак» на сцене ереванского Театра оперы и балета (постановка Григоровича) | opera.am

Следующая постановка, представляющая некоторый интерес, была на гастролях Большого театра в Париже (2008), где роль Спартака исполнил темнокожий танцовщик лондонского Королевского театра Карлос Акоста. В 2009 году в Ереване Юрий Григорович вновь поставил «Спартак» в своей трактовке. В балете приняли участие лучшие армянские артисты: Спартак — Р. Мурадян, Красс — Н. Мартиросян, Фригия — Ж. Сархошян, для которой восьмидесятипятилетний Григорович специально привез сценический костюм своей жены — танцовщицы Н. Бессмертновой, Эгина — М. Диванян. Спектакль прошел с огромным успехом и прочно вошел в репертуар Театра оперы и балета.

Балет «Спартак» стал одним из самых ярких и значительных произведений Арама Хачатуряна, обретшим мировое признание. Сам композитор называл свой балет «хореографической симфонией». Успех его во многом был обеспечен красивейшей музыкой и новаторскими решениями как самого композитора, так целой группы талантливых балетмейстеров — постановщиков, исполнителей, дирижеров, авторов сценического костюма, декораторов, художников.


Источники:

  • Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980

  • Хачатурян А.И. Письма. Ереван, 1983

  • Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974

  • Тигранов Г.Г. Арам Ильич Хачатурян. Л. 1978

  • Советская музыкальная литература. Вып. 1. Москва, 1977


Гаянэ Мелконян,
музыковед, педагог, музыкальный критик,
 специально для Армянского музея Москвы

Страсти по «Спартаку», или Как схлестнулись армянский темперамент и еврейский практицизм