Страсти по «Спартаку», или Как схлестнулись армянский темперамент и еврейский практицизм
«Балет я считаю великим искусством. В нем можно выразить все многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному, и музыка в нем должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене».
Арам Хачатурян
Однажды солнечным зимним днем на Невском проспекте в Ленинграде двое спорили о чем-то: громко и оживленно. Вдруг разговор перешел на крик, началась потасовка. Вокруг мгновенно собралась толпа любопытствующих зевак. Послышались возгласы: «Милиция, милиция, позовите милицию!». Двое интеллигентных, хорошо одетых людей вцепились друг в друга мертвой хваткой. На зов собравшихся прибежали милиционеры и отвели возмутителей порядка в отделение. Пока стражи порядка проводили дознание, виновники драки стояли друг против друга, тяжело дыша и «испепеляя» друг друга взглядами.
Как выяснилось, виновниками драки были известный советский композитор Арам Хачатурян и балетмейстер-постановщик Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр) — Леонид Якобсон. Почему эти двое так агрессивно себя вели? В чем причина их раздора? Что могло заставить двух состоявшихся взрослых людей так некорректно себя вести? Причина была одна — они разошлись во мнениях при постановке балета «Спартак».
1. Композитор А.И. Хачатурян / Автор: Коньков Александр. Источник: tassphoto.com, culture.ru
2. Балетмейстер Л.В. Якобсон / pushkinhouse.org
«Спартак» — долгожданный балет, замысел которого Арам Ильич вынашивал много лет. На создание балета ушло три с половиной года, этому предшествовала поездка в Рим и знакомство с римской культурой и архитектурой. Посетив исторические места — Колизей, Аппиеву дорогу, вдохновленный атмосферой римского мира композитор приступил к созданию балета.
«Спартак» был написан в форме монументального спектакля. Его драматургию характеризуют многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главной сюжетной линей является восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющей — любовь Спартака и Фригии, страсть Красса к Эгине и другие вспомогательные повороты.
В музыке балета слились воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы, композитор использовал всевозможные средства выразительности восточного мелоса, декламации, интонации стонов, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене — «Смерть Спартака», драматизм достигает своей кульминации.
Образ фракийского гладиатора не давал Хачатуряну покоя. Балет получился масштабным и сенсационным. Все в нем дышало новаторством и античной историей. Это парадоксальное столкновение двух противоположных явлений воплотилось в великолепной партитуре, сочных оркестровых красках, эпичной постановке.
Спектакль стал настоящей сенсацией своего времени. Все в нем, начиная от названия жанра и до сценических решений, отступало от канонов и правил классического балета.
Но причем тут история с рукоприкладством? — спросит читатель.
Ответ прост: Якобсон был в корне не согласен ставить балет в первозданном виде и требовал переделать некоторые сцены и сократить музыкальную партитуру. Вдобавок он назвал музыку балета очень затянутой, а либретто — скучным и схематичным. Хачатурян воевал за каждый номер, за каждую ноту в балете. Ожесточенные споры и стычки стали привычным явлением на каждой репетиции, включая генеральную. Якобсона и так не любили в театре — его идеи считались слишком смелыми и претенциозными. Новшества Якобсона как балетмейстера руководство театра встречало очень холодно. Якобсон отрицал жанр классического балетного танца, находя его старомодным и исчерпавшим свои возможности. Вместо этого балетмейстер предлагал ввести в балет элементы пластического танца, пантомимы, что было очень ново и необычно.
Последней каплей в споре стало заявление Якобсона о том, что в балете не будет ни классического костюма, ни такого количества артистов кордебалета и статистов. Тогда Арам Ильич со свойственным ему темпераментом восточного мужчины атаковал сухого и сдержанного Леонида Якобсона. Позже, когда страсти улеглись, оба решили пойти на кое-какие уступки во имя искусства и на благо самого балета.
Премьера «Спартака» состоялась в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Постановка стала настоящей сенсацией, и с этого дня началось ее триумфальное шествие по театральным подмосткам ведущих театров мира.
По сценарию драматурга Николая Волкова, «Спартак» представляет из себя сцены из римской жизни 4-х актах, девяти картинах. За основу сюжета был взят исторический факт восстания гладиаторов и рабов в Риме в 73-71 годах до н.э. под предводительством Спартака (фракийского воина, взятого в плен). Литературной основой сюжета послужили многие исторические материалы — особенно «Жизнеописания» Плутарха, сатиры Ювенала и роман Р. Джованьоли «Спартак» (1874).
Основными действующими лицами в балете были Спартак (А. Макаров) — предводитель восставших гладиаторов и рабов, Марк Красс (Р. Гербек) — римский полководец, Фригия (И. Зубковская) — возлюбленная Спартака, Эгина (А. Шелест) — куртизанка, Гармодий — друг Спартака (в первой версии — отсутствует, в некоторых версиях постановок фигурирует как предатель).
«Спартак» стал первым мужским балетом, поставленным в Советском Союзе, так как главные партии принадлежат Крассу и Спартаку. Драматургия балета была основана на противопоставлении образов главных героев и на столкновении двух миров — воинов Рима и восставших за свободу рабов.
Особым новшеством балета стала хореография: Якобсон, отказавшись от пуантов, одел танцоров в римские сандалии — каллиги, и внес в классический балет элементы античного балета — мимической пластики и пантомимы. Это было очень смелое решение, так как герои танцевали не на носках, а на невыворотных ногах. У сценических костюмов тоже была своя история: чтобы максимально передать атмосферу античного мира, танцовщиков облачили в свободные одеяния, трико сменили на короткие туники и римские тоги (тоги носили римские граждане, но никак не рабы), что вызвало шок у первых зрителей.
Музыку «Спартака» справедливо можно назвать вершиной творчества Хачатуряна. Он сумел сделать невероятное: сочетать монодию восточных напевов и древнегреческих диатонических ладов с особенностями западноевропейской классической музыки с ее полифонией, полиритмией, оркестровым великолепием и многообразием средств музыкальной выразительности. В то же время композитор оставил свой неповторимый почерк в балете, словно переосмыслив античный музыкальный мир, пропустив его образы через свое мировосприятие. Спектакль имел невообразимый успех.
Вслед за Якобсоном к постановке балета спустя полгода решил обратиться московский Большой театр во главе с Игорем Моисеевым (режиссер-постановщик). В Москве премьера спектакля состоялась 18 марта 1958 года. Для постановки создали монументальные декорации. В отличие от ленинградской версии, основной акцент был сделан на образе Эгины (Майя Плисецкая), роль Красса была почти лишена характерных черт и носила скорее пантомимный характер, большая роль была отведена кордебалету, который стал «отдельным героем», «комментирующим» события и сопереживающим Спартаку. К сожалению, эта постановка была воспринята очень холодно и даже не сохранилась в какой-либо записи. В ней были задействованы Д. Бегак (Спартак), неуказанный танцовщик, воплотивший образ Красса, Н. Рыженко (Фригия), М. Плисецкая (Эгина) и Н. Радечеев (Гармодий).
В 1968 году Юрий Григорович решился на новую постановку «Спартака» на сцене Большого театра. Спектакль получился очень удачным и имел ошеломляющий успех. В нем были пересмотрены ключевые моменты и введен рад изменений. Например, партия Марка Красса, так неудачно обрисованная И. Моисеевым, обрела очень большую значимость и была создана для возрастного танцовщика. Григорович ярко обозначил столкновение двух главных героев — Красса и Спартака, создав тем самым героический мужской балет. Если Якобсон выстраивал много запоминающихся сцен гладиаторских боев, то Григорович на первое место вывел столкновение двух героев, а с их помощью — столкновение римской знати, воинов и восставших рабов.
Далее Григорович полностью пересмотрел либретто «Спартака», исключив партию Гармодия и расширив партию Красса. Образы героев воплотили Вл. Васильев (Спартак), М. Лиепа (Красс), Ек. Максимова (Фригия) и Н. Тимофеева (Эгина).
Постановка оказалась настолько удачной, что в 1975 году была экранизирована студией «Мосфильм». «Спартак» Григоровича стал одним из немногих балетов, представленных гастролями Большого театра на всех крупных театральных подмостках мира.
На родине композитора, в Ереванском национальном театре оперы и балета, «Спартак» впервые был поставлен в 1961 году Евгением Чангой. В 1970-х годах постановкой балета занимался Вилен Галстян.
Среди интересных постановок можно отметить версию Михайловского театра, который представил балет с хореографией Георгия Ковтуна в 2008 году. Спектакль отличался пышностью и размахом. В нем было задействовано несколько сотен человек, большие декорации и даже живые лошади. Однако спектакль запомнился лишь внешней атрибутикой и роскошью — партии главных героев были слабо разработаны.
Следующая постановка, представляющая некоторый интерес, была на гастролях Большого театра в Париже (2008), где роль Спартака исполнил темнокожий танцовщик лондонского Королевского театра Карлос Акоста. В 2009 году в Ереване Юрий Григорович вновь поставил «Спартак» в своей трактовке. В балете приняли участие лучшие армянские артисты: Спартак — Р. Мурадян, Красс — Н. Мартиросян, Фригия — Ж. Сархошян, для которой восьмидесятипятилетний Григорович специально привез сценический костюм своей жены — танцовщицы Н. Бессмертновой, Эгина — М. Диванян. Спектакль прошел с огромным успехом и прочно вошел в репертуар Театра оперы и балета.
Балет «Спартак» стал одним из самых ярких и значительных произведений Арама Хачатуряна, обретшим мировое признание. Сам композитор называл свой балет «хореографической симфонией». Успех его во многом был обеспечен красивейшей музыкой и новаторскими решениями как самого композитора, так целой группы талантливых балетмейстеров — постановщиков, исполнителей, дирижеров, авторов сценического костюма, декораторов, художников.
Источники:
Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980
Хачатурян А.И. Письма. Ереван, 1983
Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974
Тигранов Г.Г. Арам Ильич Хачатурян. Л. 1978
Советская музыкальная литература. Вып. 1. Москва, 1977
Гаянэ Мелконян,
музыковед, педагог, музыкальный критик,
специально для Армянского музея Москвы