Как Ованнес Алхазян ехал в карете и вдруг решил художником стать

Как Ованнес Алхазян ехал в карете и вдруг решил художником стать

Однажды юный Ованнес ехал в карете со своим братом, читающим константинопольскую газету, по улице города Ван. (Дело происходило в XIX веке — в самом конце. И Ван в то непростое время был турецким, хотя проживало в нём очень и очень много армян). На глаза брату попалась новость о том, что гениальный сын армянского народа художник Айвазовский отправится из Симферополя в Америку для участия в чикагской выставке. Эта заметка настолько взбудоражила Ованнеса, что он в глубине души непременно решил стать художником. Решил и стал — через несколько лет.

Ованнес Алхазян. © Александр Мощаков

Ованнес Алхазян. © Александр Мощаков

Возможно, решение было принято Ованнесом не столько потому, что Айвазовский стал представителем армянского народа на чикагской выставке, сколько потому, что брат его читал газету с особой, театральной экспрессией, поразившей его и подтолкнувшей к намерению пойти в профессиональные живописцы. Вот как описывает этот случай сам Ованнес Алхазян в своем письме [опубликовано в журнале «Советское искусство» за 1956 год]: «Рисовать я любил с самого детства, однако желание стать художником окончательно определилось после одного странного случая… Старший брат принялся громко зачитывать нам как чрезвычайную новость [об Айвазовском]… „Слава армянского художника через Россию доходит до Америки!“ С этого дня я твердо решил стать художником».

Ованнес Алхазян. «Порт». © Национальная галерея Армении

Ованнес Алхазян. «Порт». © Национальная галерея Армении

Этот вдохновляющий эпизод из юности говорит лишь о том, что сам Ованнес был готов к принятию своего поприща, ведь новость об Айвазовском при других обстоятельствах и жизненных выборах могла бы восприняться им более равнодушно. Так, чтение повседневной константинопольской прессы стало для будущего художника настоящим инсайтом, как сказали бы сейчас, и, Божиим откровением, как сказали бы, скорее всего, современники Алхазяна.

Ованнес Алхазян. «Вид Прованса. Ле Бо». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Ованнес Алхазян. «Вид Прованса. Ле Бо». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Как бы ни любил Ованнес родной Ван, как бы ни восхищался красотой природы и переливами солнечного света, наполняющими город, ему пришлось уехать с насиженного места для получения образования. Сначала художник отправился в Тифлис — место, где обучалось большинство армян в то время. На грузинской стороне Алхазян окончил художественную школу, после чего отправился в Париж — в Национальную школу изящных искусств. Франция и европейское образование довершили формирование личности художника, придав молодому человеку решимости в избрании творческого кредо. Он стал мастером пейзажей, которые писал в стиле, близком к импрессионизму и пуантилизму. Вся жизнь Алхазяна в дальнейшем, так или иначе, была связана с Парижем. Он даже взял себе псевдоним на французский манер — Жан Алхазян.

Ованнес Алхазян. «Мост Алькантара». © Национальная галерея Армении

Ованнес Алхазян. «Мост Алькантара». © Национальная галерея Армении

В импрессионизме главное — впечатление. В поисках этих «счастливых мгновений» Алхазян исколесил всю Европу. В первую очередь, проехался по Франции и, привлеченный очарованием Прованса, лесной природой Оверни и живописными берегами Луары, создал ряд ярких и необычайно светлых пейзажей. Виды Прованса — наиболее известная тема художника. Их называют «портретами местности» благодаря особой узнаваемости ландшафта и мастерски переданной Алхазяном атмосфере — напоенной солнцем, теплотой и нежностью. Насыщенные светом, богатые оттенками и полутонами, но при этом еще и композиционно собранные, прованские пейзажи у Алхазяна — живые, ведь он смог передать их как внимательный наблюдатель текущего момента, а не только как одаренный художник.  

Побывал художник и в Голландии, где восхищался туманными побережьями и особым, дымчатым светом, ложащимся изысканной акварелью на материальный мир. Знойная Испания покорила Ованнеса обилием света, густотой красок и особой, ни с чем не сравнимой эмоциональностью. Именно в Испании наиболее ярко проявилось его мастерство передачи тонких светоносных оттенков, обладающих свойством особого, гармонизирующего воздействия на зрителя.

Ованнес Алхазян. «Летний вечер». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Ованнес Алхазян. «Летний вечер». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»


«Тонкость отображения атмосферных эффектов (в первую очередь — освещения) и чуткость в красоте локальных природных мотивов. Однако вместо легких „пуантелей“ у Алхазяна — густые упорядоченные сочные мазки, уподобляющие картину плотно тканному гобелену».

Из материалов каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»


В своё время Ованнеса вдохновила поездка Айвазовского на выставку в Чикаго — юноша мечтал, что однажды и он будет представлять свои работы в салонах. Так и случилось. Мечта сбылась в 1918 году, когда состоялась персональная выставка его полотен в галерее Сент-Огюстен. А потом было ещё много других выставок. Картины Ованнеса путешествовали по Европе не реже своего автора. География экспозиций — Европа: Лондон, Париж, Брюссель.

Он дружил с художниками общества «Насиональ», был вхож в объединения «Ани» и «Союз свободных армянских художников». Вместе с товарищами по цеху неоднократно выставлялся на Осеннем салоне и Салоне независимых. Самая последняя выставка художника была посмертной. Её организовала в 1962 году тогда еще советская Национальная галерея Армении после того, как Культурный союз армян передал часть творческого наследия Алхазяна Еревану.

Ованнес Алхазян. «Козы». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Ованнес Алхазян. «Козы». Источник: каталог выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Лето, солнце, радость бытия — всё это щедро льётся с полотен Ованнеса Алхазяна. Получить особое впечатление можно в Национальной галерее Армении, где хранятся более 250 работ художника. Но это не все картины, написанные армянским «мастером ослепительного света». Часть из них — в личных коллекциях и за рубежом. Увидит ли их когда-нибудь зритель? Это зависит от амбиций и талантов кураторов и от заинтересованности и сговорчивости коллекционеров.


Справка Армянского музея Москвы

Ованес Алхазян (1881–1958). © Национальная галерея Армении

Ованес Алхазян (1881–1958). © Национальная галерея Армении

1881 — рождение. Город Ван.

1902 — год окончания художественной школы в Тбилиси (класс Шамшиняна и Габаева).

1903 — уехал в Париж, учился в Национальной академии художеств в Париже (класс Ф. Гормона).

1907 — представил свои первые работы в рамках Осеннего Салона.

1912 — первая экспозиция в салоне Французской национальной ассоциации художеств.

1920 — выставка в залах объединения «Насиональ».

1929 — стал членом Национальной ассоциации художеств.

1958 — ушёл из жизни в возрасте 77 лет.


Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован фотоколлаж «Ованнес Алхазян». © Александр Мощаков

Источники:

1. Материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Издание Музея русского импрессионизма, 2017. С. 98.

2. Мурадян П. Мир солнца. Письмо из Парижа II Советское искусство. 1956. № 10. С. 30

3. Современное армянское искусство II Гегуни. Венеция. 1950. С. 83.

Ссылки: shedevr.am, gallery.am.

Как Ованнес Алхазян ехал в карете и вдруг решил художником стать