Пледы «OCHRE»: на стыке ремесленничества и современного искусства
Бренд «OCHRE» – это социально-ориентированное предприятие, нацеленное на производство практичных и экологичных вещей с уникальным дизайном от армянских художников. Бренд не только поставляет качественный продукт своим клиентам, но и всячески поддерживает локальные производства и визуальных художников. «Мы планируем выделять часть нашей прибыли на поддержку независимых художественных проектов, для того, чтобы у художников была возможность свободно заниматься искусством, это – наша главная цель», – рассказывает один из основателей бренда шерстяных изделий «OCHRE» Ануш Зейналян в беседе с сотрудником Армянского музея Москвы Нареком Биляном.
— Расскажите нашим читателям немного об «OCHRE». С чего начался ваш путь к созданию бренда?
— Я родилась и прожила большую часть своей жизни в Москве. Около пяти лет назад я переехала в Армению и продолжила заниматься тем же, чем занималась в Москве – развитием художественных проектов в области современного искусства. В какой-то момент меня заинтересовал подход, связанный с социальным предпринимательством, когда ты решаешь проблемы, которые связаны не только с художественным, но и с социальным полем. Я поступила в Университет Ка-Фоскари в Венеции и защитила магистерскую диссертацию на тему социального предпринимательства в искусстве. В Армении, в частности в Гюмри, есть огромный потенциал в сфере искусства, но отсутствие поддержки со стороны государства и других организаций затрудняет развитие художественных инициатив. Мы выбрали модель, при которой индустриальные и ремесленные возможности и художественные идеи должны объединиться для создания новых аутентичных коммерческих продуктов.
— Было страшно начинать свое дело или всё происходило естественно, в потоке?
— «OCHRE» – проект, к которому мы довольно долго шли. Выбрав организационную модель и сформировав наши принципы, мы начали исследовать коммерческие возможности. Мы обратились к текстильной индустрии и тщательно исследовали ее историю и современное состояние, в результате чего мы решили сосредоточиться на шерсти. Выбор материала был обусловлен тем, что шерсть – часть материальной культуры Армении, здесь пастухи веками разводили овец и заготавливали шерсть. К тому же, шерсть – долговечный материал, и если правильно за ней ухаживать, то можно передавать изделия из шерсти из поколения в поколение. Таким образом, это очень важный материал и с точки зрения экологичности и устойчивого потребления. Совершенно недавно, в 2019 году, при поддержке Европейского Союза в Ширакской области была создана фабрика по переработке шерсти.
В сентябре 2020 года мы выбрали трех художников, договорились о сотрудничестве с фабрикой и начали разрабатывать наши продукты. Мы получили небольшой грант от UNDP (Программа развития ООН), который позволил нам оплатить гонорары художников, разработать и произвести первую коллекцию изделий, создать сайт и запустить социальные сети. Мы получили подтверждение на получение этого гранта в конце сентября, так что первые пледы мы создавали в дни Второй Арцахской войны. Процесс проходил сложнее, чем мы представляли: в период войны коммуникация была осложнена, и это сильно отразилось на скорости производства продукта.
— Какова концепция вашего бренда?
В сложные для всей страны времена мы создали продукт, в который вложено много интеллектуального труда и коллективной работы. Наш продукт – это ручной труд армянских мастеров и особое видение художников. Мы очень четко понимаем нашу цель – создавая качественный коммерческий продукт, мы одновременно направляем наши силы на поддержку и продвижение армянских художников.
— Как появилось название бренда? С чем оно связано?
Во-первых, нас вдохновили пейзажи Амасии и Ширакской области, где глаз может встретить совершенно разные оттенки охры. Во-вторых, охра – древнейший натуральный пигмент, который художники всегда использовали в своем творчестве. Наконец, произведение Осипа Мандельштама «Армения» укрепило уверенность в том, чтобы дать бренду название «OCHRE». Особенно меня поразили строки:
Окрашена охрою хриплой,
Ты вся далеко за горой,
А здесь лишь картинка налипла
Из чайного блюдца с водой…
— Расскажите об авторах идеи, которые задействованы в проекте. Был какой-то определённый отбор художников?
— Мы выбрали совершенно разных художников. Например, Алексей Манукян – художник из Гюмри, который очень много работает с природным и городским ландшафтами города, делая его частью своих художественных произведениях. Алексей в первую очередь работает с землей и делает land art, много работает с найденными объектами и делает инсталляции, а также живопись и акварель, нам было интересно, как у художника получится взаимодействовать с текстилем. Результат получился очень интересный. Алексей адаптировал свои эскизы 2010-х годов, где у него изображены чистые линии на светло-бежевом фоне, которые мы успешно смогли перенести на пледы. Фабрика изготавливала пледы-холсты, на которые Алексей вместе со своей женой Арпине перенес линии в армянской технике цорнакар (ցորնակար).
Также мы работали с художницей Гоар Мартиросян. Гоар родилась в Гюмри, но после землетрясения 1988 года переехала вместе со своей семьей в Восточную Европу и прожила там долго время. Гоар периодически возвращалась в родной город, где ее очень интересовало заброшенное пространство текстильной фабрики, она исследовала огромные пустые пространства и ощущала себя героем фильма Тарковского. И вот, спустя время Гоар разработала дизайны минималистичных пледов, которые были вдохновлены творчеством Марка Ротко. Пледы были созданы совместно с другой, работающей фабрикой в ее родной Ширакской области.
Наконец, третий художник, с которым мы работаем – Серег Навасардян. Серег из Еревана, он увлекается уличным искусством и создает абстрактные выразительные настенные фрески на улицах города и за его пределами. Нам было очень интересно, как Серег сможет адаптировать свое искусство для изделий из текстиля.
— Что для вас означает «красота» и какими способами вы ее отражаете в своем продукте?
— Пережитый нами визуальный опыт влияет на наши мысли. И если мы видим больше гармонии, больше осмысленности и меньше «пластика», то это влияет на то, каким мы воспринимаем мир вокруг нас и какие мысли и действия мы в этом мире воспроизводим. В этом контексте предметы повседневности, разработанными совместно с художниками, играют ключевую роль в гармонизации общества.
— Как много времени проходит от рождения какой-либо идеи до поступления вещи в продажу?
— Создание нового изделия занимает около трех месяцев. Сначала художники создают эскизы будущих изделий. Далее идет работа с фабрикой, с адаптацией идеи, возможностью ее воплощения – этот этап может занять два месяца. Шерсть собирается в Амасии, процесс окрашивания пряжи натуральными красителями происходит в Ереване, потом нити высыхают, едут обратно в Амасию, и из них уже ткутся пледы. И сейчас, когда мы создаем коврики, мы часто экспериментируем: один и тот же рисунок производим в разных техниках, разных размеров, чтобы понять оптимальный вариант, в том числе с точки зрения ценообразования, ведь ручной труд очень дорогой. Это машинный труд у нас один из самых дешевых в мире, а вот ручной – времязатратный и поэтому ценный, так что наши продукты могут показаться довольно дорогими. Однако это обусловлено большим количеством различных производственных и организационных процессов, выполняемых вручную (создание эскизов, адаптация, обработка шерсти, окрашивание, создание пледов и сопутствующих аксессуаров) в разных частях Армении (преимущественно в Ереване и Ширакской области).
— Какие у вас планы на следующие годы? Каким вы видите бренд в будущем?
— Сейчас, как вы поняли, мы еще и начали работать над коврами. Также мы представим в нашем магазине эскизы художников, принты их работ, чтобы лучше представить творчество художников, с которым мы сотрудничаем. Мы находимся в процессе формирования нашей линейки продуктов и в самом начале пути по достижению прибыльности нашего предприятия.
Мы развиваем нашу организацию как бренд из Армении, но мы не мыслим наш продукт как исключительно армянский продукт. Мы хотим делать полезный, художественный и конкурентоспособный продукт из Армении для людей со всего мира.
Через несколько лет мы видим наш бренд устойчивым, со стабильной прибылью. Часть прибыли мы планируем направлять на независимые художественные проекты – поддерживать художников в их творчестве. И в этом наша цель. Поэтому мы – социальное предприятие. Ведь изначальная проблема нашего проекта, на основе которого вся идея и возникла, – это то, чтобы у художников в Армении было больше поддержки и возможности заниматься искусством. Мы хотим в конечном итоге поддерживать художественное сообщество через систему грантов. Помимо этого, мы поддерживаем работу малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся развитием текстильной индустрии Армении.
— Почему такое сильное влияние на ваш бренд оказал город Гюмри? В чем это проявляется?
— Многие художественные проекты после переезда в Армению я помогала организовывать именно в городе Гюмри и заметила, что они не получают желаемого отголоска. Гюмри (и вообще Ширакская область) – это довольно сложный регион Армении, переживший землетрясение 1988 год, один из самых бедных на сегодняшний день.
Мы поняли, что не можем развивать здесь проекты исключительно в художественной области, чтобы иметь возможность быть релевантными для города и области, мы должны войти в ткань этой среды. Всё это привело к тому, что я начала изучать модель социального предпринимательства, и прошлым летом мы вместе с Алиной Сарайкиной и Наташей Герасиной (сооснователи бренда «OCHRE») перешли к формированию уже более конкретного облика проекта и работы над ним. Мы понимали проблемы как в социальной области, так и в области искусства. И для того, чтобы развить наш художественный компонент, нам нужно было развивать бизнес-компонент. Поскольку Гюмри для нас – важная отправная точка, мы начали изучать индустрии, развитые в Ширакской области, и остановились на текстиле. Дело в том, что в советские времена в Гюмри находилась вторая по величине текстильная фабрика СССР, основанная в 1924 году, и текстильная индустрия там начала набирать обороты. После землетрясения и развала Советского союза в 1990-е это развитие было приостановлено, но сейчас в Ширакской и Лорийской областях много фабрик, которые принимают заказы в том числе из-за рубежа.
Могу еще добавить, что этот город очень интересен художникам, и они любят сюда возвращаться и работать в этом месте, потому что оно сложное и в то же время очень интересное. Трагедия, которая разбила судьбу когда-то процветающего и яркого города, будто лишила его бурной жизни. Мы очень надеемся, что город будет развиваться не просто как туристический центр, но и как место для генерации новых смыслов, проектов, идей и замыслов, которые могут поменять Армению, мир вокруг. Мы хотим участвовать в этом процессе развития Гюмри, его восстановления и процветания.
Продукцию бренда «OCHRE» можно приобрести в Ереване (по адресу ул. Налбандяна, 17/2) и Санкт-Петербурге (по адресу ул. Стремянная 4; ул. Мира 3), а также заказать на сайте или в инстаграме @ochre.origins.
Журналист Нарек Билян
Фото обложки: Арусик Зейналян