Армянский алфавит на гравюре XVII века — наследие «золотого века Нидерландов»
Армянский алфавит придумал еще в 405 году учёный-языковед Месроп Маштоц. С тех пор, уже более 1600 лет, система письменности практически не менялась. В XVII веке на культуру народа Армении обратил внимание выдающийся голландский художник Ян Лёйкен и изобразил древние символы на одной из своих гравюр. Сейчас работа мастера находится в художественном музее Амстердама.
Имя Яна Лёйкена, к сожалению, в России известно немногим, хотя искусствоведы отмечают, что смерть творца ознаменовала конец «золотого века Нидерландов». Его именем названа одна из центральных улиц Амстердама, книги с иллюстрациями мастера перепечатывались на протяжении нескольких столетий, а французский писатель Жорис-Карл Гюисманс и вовсе окрестил художника гением.
Лёйкен писал поэмы, чаще религиозные, и иллюстрировал книги – чужие и свои собственные. Часть дохода художник жертвовал нуждающимся. За всю свою жизнь мастер создал более трёх тысяч гравюр, которые до сих пор привлекают внимание специалистов. Исследователи подчёркивают, что Лёйкен установил новый стандарт для голландской религиозной литературы.
Наиболее известной работой мастера эпохи барокко считается «Зеркало мучеников» – книга, для которой он нарисовал 104 гравюры. В 1690 году, спустя пять лет после переиздания «Зеркала» с иллюстрациями Лёйкена, он создал серию гравюр с изображением древних алфавитов. На одной из них – коптский, армянский и китайский.
Буквы художник сопроводил их латинскими наименованиями, чтобы их прочтение было доступно европейцам. Серия древних алфавитов мира была опубликована ученым Вильгельмусом Гуре. Помимо армянского, Ян Лёйкен также изобразил египетский, сирийский и другие. Гравюра 1690 года хранится в Рейксмюсеуме в Амстердаме.
Стоит отметить, что к армянской тематике художник обращался и ранее. Например, в «Зеркале мучеников» он изобразил сцену казни Апостола Варфоломея – с него содрали кожу и обезглавили. А в 1682 году Ян Лёйкен нарисовал армянского мальчика, которого забивают камнями тюрки.
Редакция Армянского музея Москвы решила не публиковать изображения этих гравюр в материале, так как некоторым читателям сюжеты могут показаться чересчур жестокими. Если все же захотите с ними ознакомиться – ссылки в предыдущем абзаце.
Подготовлено по материалам: armeniasputnik.am, snob.ru
Фото обложки: rijksmuseum.nl