Автопортреты на борту самолёта и переодевания животных — проекты современной художницы Нины Качадурян
Нина Качадурян — американская художница и педагог армянского происхождения. Она работает с различными творческими практиками: создаёт фотографии, скульптуры, видео. Наиболее известна её серия «Автопортреты во фламандском стиле», которая создавалась художницей в самолётах. Вот как она сама рассказывает о фотосерии: «Однажды во время недолгого перелёта в Монако в марте 2010 года я вдруг случайно положила салфетку себе на голову и сфотографировала отражение в зеркале на мобильный телефон. Получившийся образ напомнил мне портреты фламандских мастеров XV века». Армянский музей Москвы рассказывает о художнице и её произведениях.
Нина Качадурян родилась в Стэнфорде, штат Калифорния, в 1968 году. В детстве она проводила лето на небольшом острове Финского архипелага, куда до сих пор приезжает в отпуск. В 1989 году художница получила степень бакалавра в Университете Брауна, в 1993 году степень магистра в Калифорнийском университете в Сан-Диего. В 1996 году участвовала в Программе независимого обучения Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Сейчас Нина Качадурян живет и работает в Бруклине и преподает в Нью-Йоркском университете, в Школе индивидуального обучения Галлатина.
Список работ художницы обширен. Она занимается видеоартом, фотографией, звукозаписью и скульптурой. В своих произведениях Нина Качадурян обращается к актуальным проблемам современности.
Самой известной работой художницы является серия «Автопортреты во фламандском стиле». Во время создания фотографий и видео на борту самолета Нина Качадурян импровизировала и использовала подручные материалы. Проект начался спонтанно во время перелёта в марте 2010 года и продолжается по сегодняшний день. Серия насчитывает уже около 2500 изображений, сделанных на более чем 70 различных рейсах. Так художница выражает идею о том, что искусство окружает нас, его можно создать даже из повседневных предметов.
Стилистическое и языковое разнообразие саундтрека «Песни островов» олицетворяет поразительное сочетание людей, живущих в Нью-Йорке. В 1996 году Нина Качадурян заметила большое количество выброшенных, размотанных лент аудиокассет, запутавшихся в желобах, решетках метро и дорожных островках. Художница решила собирать их. Через несколько месяцев она получила фрагменты кассет со всевозможной музыкой, включая рэп, вьетнамскую поп-музыку, хэви-метал, регги, традиционную индийскую музыку и сальсу. Были и немузыкальные открытия, такие как эпизод фильма, записанный в атмосфере комнаты с птичьим щебетом, и отрывки из интервью радиожурналиста с экстрасенсом. На примере этой аудиозаписи Нина Качадурян показала многообразие жителей Нью-Йорка.
Летом 1998 года Нина Качадурян нашла иллюстрированную шведскую книгу о природе в старой домашней библиотеке в Финляндии. В главе о пауках описывалась способность животного использовать свою нить в качестве «оберточной бумаги», чтобы упаковать мертвую добычу и преподнести ее другому пауку. Отсюда возникла идея 10-минутного видео «ПОДАРОК/ПОДАРОК». Маленькие буквы, сделанные из ниток, художница пыталась приклеить к паутине. Особенно агрессивный паук сражался с пинцетом за контроль над паутиной. С большим трудом Нина Качадурян приклеила буквы, которые образовали слово «GIFT» (в переводе с английского — «подарок»). Паук возвратился, оторвал лишние элементы и починил дыры в паутине. Художница своими действиями вмешалась в естественный ход природы, это заставляет задуматься о влиянии человеческих поступков на окружающую среду.
«Нерешительность на Луне» — это переделка записи разговора космонавтов во время лунной прогулки «Аполлона-11». Художница удалила весь исходный диалог астронавтов. Остались только отрывки предложений, звуки радиопомех, фрагменты фраз и звуки "э-э" и "а-а". Зритель входил в абсолютно темную комнату, чтобы услышать саундтрек. Это дезориентировало посетителя, что соответствовало растерянности, которую испытывали космонавты во время прогулки на Луне. Художница акцентировала внимание на неизвестности, которая ожидала человека в космосе.
Однажды, посещая зоопарк Императорской долины в Тринидаде, Нина Качадурян познакомилась со смотрителем зоопарка, который отвечал за содержание змей. Художница в течение нескольких недель наблюдала, как он кормил и ухаживал за животными. Она увидела много мышей, крыс, морских свинок и даже кроликов, проглоченных целиком. Нина Качадурян не смогла спокойно воспринимать процесс питания змей, её охватывала жалость к жертвам. Она разработала схему, с помощью которой грызуны могли избежать своей участи. Художница решила сделать для крысы наряд, который замаскировал бы ее под змею. А для хищника Нина Качадурян смастерила костюм плюшевой крысы. Проект был воссоздан в Нью-Йорке в 2002 году с участием домашних животных и задокументирован в студийной обстановке с использованием фотографии и видео. Хищная змея внезапно стала добычей: внутри огромного плюшевого грызуна, который выглядел так, словно только что поменялся ролями со змеей и проглотил ее целиком. Так художница пыталась найти истоки природной жестокости.
«Переодевание животных», ninakatchadourian.com
Произведения Нины Качадурян концептуальны, но в то же время понятны большому количеству людей. Её работы раскрывают творческий потенциал, который, по словам художницы, «скрывается за обыденностью». Изобретательность и юмор Нины Качадурян позволяют ей пробудить у зрителей чувство любопытства, которое даёт возможность рассматривать повседневность как пространство открытий и возможностей.
Материал подготовила Полина Лохмоткина
Фото на обложке: cclarkgallery.com