Никогайос Тигранян – один из основателей армянской классической музыки
Никогайос Тигранян – один из первых армянских композиторов, неосознанно принявший участие в заложении основ армянской классической музыки вместе с Чухаджяном, Екмаляном и Комитасом. Тигранян также был этнографом, пианистом, педагогом, автором многих научных статей о музыке и активно интересовался музыкой народов Востока.
Именно Никогайос в числе первых армянских композиторов исследовал звучание мугама посредством европейской музыки и адаптировал под фортепиано, скрипку, камерно-инструментальные ансамбли, симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Самое ценное наследие Тиграняна в творчестве – это обработки танцев, адаптация под фортепиано. И речь идёт не только об армянской музыке – композитор обращался к музыке соседних народов – персов, грузин, азербайджанцев. Армянский дирижёр и композитор Александр Спендиаров назвал Никогайоса «большим музыкантом-востокопевцом».
Никогайос Тигранян родился 31 августа 1856 года в творческом городе Гюмри и прожил там большую часть своей жизни. Его родители – военный Фаддей Назаретович Тигранян и широко образованная женщина Ерануи Гороянц сами интересовались не только восточной музыкой, но и европейской, которая тогда активно проникала и на кавказские территории. У Никогайоса было 8 родных братьев и одна сестра. В 6 лет его отдали Александропольскую армяно-католическую школу. В третьем классе Тигранян заболевает оспой, что на всю жизнь сделало его слепым. Родители уверенно решили, что он всё равно должен получить достойное образование, несмотря на ограниченные возможности. В 1873 году родители Тиграняна отвезли ребенка в Вену, не теряя надежд на восстановление зрения, но врачи уверенно заявили о невозможности видеть что-либо снова. Также в Вене находился институт для слепых, куда Никогайоса взяли благодаря профессору Пабласеку (он принял его в свою семью, чтобы Тигранян поступил в иностранный университет для слепых). Там Тигранян освоил общеобразовательную программу по пособиям для слепых. В Венской консерватории он осваивает теорию музыки и основы композиции, акцентируется на фортепиано. Там композитор изучил Баха, Бетховена, Листа, Шумана, Мендельсона, а также прошел курс игры на скрипке. После получения образования в 1880 году Тигранян возвращается в свой родной Александрополь и интересуется и работает с восточной музыкой: вдохновляется ашугами, адаптирует народные мелодии, дает им новое дыхание. В середине 80-х он занимается обработкой мугамов и параллельно создает сборник обработок армянских народных танцев для игры на фортепиано. В 1893 году Никогайос Тигранян едет в Петербург на стажировку к профессору Петербургской консерватории Николая Соловьева. Там он изучает музыку Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и других. С 1895 году Тигранян уже активно начинает давать концерты в города Армении, России, Грузии и Азербайджана, исполняет на пианино адаптированные армянские народные песни и мугамы. В 1922 году композитор открыл школу для слепых детей в Гюмри.
Дружба с Комитасом
О крепкой, теплой дружбе между Комитасом и Тиграняном говорят воспоминания Тиграняна о Комитасе и их переписки. Они впервые увиделись в 1899 году. Они очень любили обсуждать стили и формы армянских народных песен и танцев, мугамов. «Когда Комитас приходил к нам, наш дом принимал торжественный вид». Комитас же при каждой встрече с Никогайосом Тиграняном имел привычку повторять фразу «пришел воспользоваться музыкальной сокровищницей Никогайоса Тиграняна». Тиграняну импонировало творчество Комитаса. «Я не знаю такого человека, который бы так глубоко чувствовал и понимал дух и характер нашей народной музыки, как Комитас».
Народные танцы и фортепиано
Как мы уже упоминали, Тигранян внёс огромный вклад в культурное наследие армянского искусства с помощью формирования стиля национальной фортепианной музыки. Произведения композитора стали первыми образцами уникальной армянской фортепианной литературы: музыкально-образный строй и язык, городской фольклор, народно-ашугские мелодии, бытующие в родном Александрополе. Таким образом, Тигранян адаптировал и обработал для фортепиано 25 танцев.В армянскую фортепианную музыку впервые были интегрированы восточные мотивы. «В танцах ритмом передаются различные состояния танцующих, начиная от лихости и энергии и заканчивая плавностью» — пишет композитор. С помощью музыкальных средств Тиграняну удается образно и эмоционально раскрыть все содержимое армянской народной хореографии. Вместе с тем же представляются различные настроения и спектры характеров с помощью песен и танцев. Есть как весёло-задорные, так и спокойные, нежные постановки. Самыми распространенными в армянской культуре являются круговые танцы: «Дюз пар», «Тарс пар», «Гюмрийский круговой танец», «Три круговых танца», «Вер-вер», «Эт у арач».
Источник: secretsofarmenia.com