Нужно ли Наталье Теумян в школу?

Нужно ли Наталье Теумян в школу?

Фото: yerevancard.com

Армянское общество с жаром обсуждает самый громкий проект Лилит Макунц: будучи во главе расформированного уже Министерства культуры, она предложила вывозить картины Национальной галереи Армении в школы и показывать учащимся. И вот, министерства больше нет, Макунц на другой должности, а хрупким картинам все еще угрожают перевозки, тряска в автомобиле и смена температурного режима.

Новость в ужасе обсуждают все. Сам премьер-министр комментирует ее в своих эфирах. Все приводят его слова о проекте «Мое искусство», в рамках которого известные шедевры из коллекции галереи должны быть показаны в школах.

Заместитель директора Национальной галереи Самвел Ованисян дал интервью газете «168 жам», где долго рассуждал о международном опыте, о словах Никола Пашиняна и о том, как именно будет осуществляться транспортировка картин в школы. Ованнисян говорил, что вопрос неоднократно обсуждался, что сначала все были обеспокоены безопасностью картин, но потом решили, что сопровождать выезды будут не только специалисты, но и полиция, и что визиты в школы не будут занимать много времени.

Реагирует общественность. Известные деятели пишут открытые обращения Пашиняну. Интервью замдиректора по научной части расходится по соцсетям. Все ждут карикатур Мадиалаба. Или каких-нибудь других карикатур. Никто не напоминает при этом, что живем мы не в пятнадцатом веке и что давно изобретены проекторы, с помощью которых школьникам можно рассказать за час не об одной, а о двадцати картинах, не посягая на их сохранность.

Многих возмущает пространное объяснение заместителя директора: вообразите, мол, обычная ереванская школа, обычные дети. И тут — во двор въезжает автомобиль со спецномерами, с мигалками, с эскортом. Школьники привыкли, что все это — атрибуты олигархов, высокопоставленных лиц. А тут с таким почетом привезли картину. Именно такая подача должна, по мнению Ованнисяна, сформировать у школьников представление о ценности произведений искусства. Похоже, действительно мы в пятнадцатом веке. Ну что ж, похвально, можно пойти дальше и сопровождать картины народными гуляниями, выносить их из машины на подносе и плясать с ними на руках во дворе школы под зурну — будет очень патриотично.

Акоп Овнатанян. Портрет Натальи Теумян (1840-е гг.)

Общественность возмущается. Ованисян продолжает. По моде последних лет он, встретив сопротивление людей, ссылается на «международный опыт», не приводя никаких конкретных примеров. И все бы ничего, если бы не одно-единственное предложение в материале «168 жам», где он говорит о том, что на этот прекрасный проект в бюджете нет денег:

«Нет пока ничего конкретного, есть идея, которая обсуждается, но конкретики на данный момент нет. Траты, конечно же, будут, их можно рассматривать как траты на рекламы культуры, а ведь любая реклама требует трат». Собственно, вот. Денег на сопровождение «Портрета Натальи Теумян» с мигалками до школы имени Пушкина нет. Неизгладимое впечатление эскортом картины с мигалками производить не на что. Картина, кстати, маленькая. Можно и на руках донести, демонстрируя школьникам, что женщин — а ведь Наталья Теумян женщина — нужно носить на руках.

Если нет бюджета на этот проект, значит, нечего и обсуждать, но по каким-то причинам тема то и дело всплывает в прессе и выносится на общественное обсуждение. Что она прикрывает? Может, поговорим о том, в каком состоянии климат-контроль в Национальной галерее? Затраты на реставрацию тех же шедевров? Отсутствие в стране пособий об армянском искусстве, написанных на простом, доступном языке, без заумных терминов, понятным только пяти искусствоведам из Академии наук? Или, может, это дискурс о том, что не дай бог, в бюджете появятся средства на искусство — их кинут на мигалки, мотоциклы и шашлык для Натальи Теумян.

И что происходит на самом деле — нас отвлекают от серьезных проблем или же газеты просто накручивают рейтинг на обсуждаемой теме, — непонятно. Надеюсь, все это не повредит Национальной галерее Армении, на создание которой было положено столько сил сто лет назад.

Нарине Эйрамджянц

Нужно ли Наталье Теумян в школу?