Память места: выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» открылась в Ереване

Память места: выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» открылась в Ереване

В Ереване открылась выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)». Организаторами мероприятия выступили Марк Григорян, Александра Ливергант, Ян Шенкман, Женя Енгибарян и Нина Искандарян.

 

Публика во время открытия выставки «Мой дом в Арцахе». Национальный музей архитектуры, Ереван. 23 февраля, 2024.

 

На выставке представлены любительские фотографии арцахских домов, сделанные местными жителями, вернакулярные фотографии. Сегодня вернакуляр особенно ценен, поскольку позволяет с помощью любительских изображений познакомиться с особенностями архитектуры и убранства домов посредством взгляда изнутри. Мероприятие призвано сохранить память о случившейся трагедии, в результате которой десятки тысяч армян Арцаха были вынуждены покинуть свои дома.

 

Марк Григорян, директор Национального музея-института архитектуры (Ереван), один из организаторов выставки «Мой дом в Арцахе”» . 23 февраля, 2024.

 

Директор музея-института Марк Григорян подчеркивает ценность проекта: «Для меня было принципиально важным, чтобы был услышан голос передовых арцахцев. У нас, у армян есть такое свойство: мы любим большие числа. И когда мы говорим «сто тысяч человек лишилось своих домов», мы теряем за этим числом каждого конкретного человека. Эта выставка организована для того, чтобы мы каждого конкретного человека знали, поняли, помнили и узнавали».

 

Карина Петросова, одна из участниц выставки «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)», Национальный музей архитектуры, Ереван. 23 февраля, 2024.

 

Лишившись исторической родины, люди вынужденно оставили свои дома, забыв о ключах, документах и дорогих сердцу вещах, забрав с собой лишь надежду вернуться. Похожим образом поступила одна из участниц выставки — Карина Петросова. Девушка рассказывает, как ушла из дома, оставив в нем все, как есть, не забрав даже ключей. «У нас в семье была такая традиция, мы никогда не запирали дверь дома на ключ, двери всегда были открыты, сам дом был открыт для всех и для каждого. И это было больно, я не представляла, как я могу закрыть дверь, поэтому просто оставила ключи там». На вопрос о надеждах вернуться девушка с грустью признается, что не питает надежд на этот счет, поскольку «все это, увы, уже мечты и иллюзии, равносильные тому, чтобы мечтать взлететь».

 

Эгнара, посетительница выставки, с ключами от ее дома в Арцахе. 23 февраля, 2024.

 

Рядом с Кариной ее подруга Эгнара, девушка достает связку ключей и с трепетом показывает ключ от своего дома в Арцахе. Эгнара всегда носит его с собой.

Журналист и одна из организаторов выставки Александра Ливергант рассказывает, что среди сложностей в реализации проекта была необходимость найти правильный способ подступиться к людям: «Люди не очень охотно соглашались участвовать, другая сложность заключалась в том, чтобы очень бережно и аккуратно с ними разговаривать, потому что одно неверное слово, и можно задеть человека, ранить, нужно было в сто раз более внимательно подходить к тому, как говорить с арцахцами».

Александра подчеркивает, что идея проекта возникла в беседе с Яном Шенкманом о том, как помочь этим людям: «Идея выставки возникла у нас с Яном, когда мы вместе пили кофе в октябре и говорили о том, как помочь этим людям, и единственное, что мы, как журналисты можем сделать, это дать им голос. Тогда мы подумали, что необходимо придумать что-то вокруг живой памяти этих людей. Так родилась идея, что это должен быть дом, потому что это самое главное, что они потеряли, самое важное, самое больное и самое глубокое. И мы пришли с этой идеей к Марку, который согласился в ней участвовать <...> С помощью этой выставки у нас получится сохранить эти дома в памяти».

 

Александра Ливергант, одна из организаторов выставки «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)». 23 февраля, 2024.

 

Нестандартный подход организаторов выставки обращает на себя особое внимание. От привычных выставок ее отличает наличие историй самих арцахцев, связанных с их домами, что позволяет взглянуть на изображения сквозь призму историй, от которых они неотделимы. Фотографии домов изображают фактический облик домов, а тексты к ним оживляют изображения, рассказывая о том, как жили люди, и чем был для них дом. Так образы домов Арцаха из статичного изображения превращаются в ожившие сюжеты воспоминаний арцахцев о некогда счастливой и мирной жизни.

 

Одна из работ, представленных на выставке «Мой дом в Арцахе». Национальный музей архитектуры, Ереван. 23 февраля, 2024.

 

Выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» — больше, чем фотопроект, она позволяет посетителям не только узнать истории людей и сопереживать им, но также и почувствовать, как пахнет посаженная в саду земляника, как весело хохочут дети, играющие во дворе, и как звенят бокалы в руках семейства, собравшегося за праздничным столом — все это воспоминания арцахцев, обращенные вовне.

 

Арсен Геворгян, участник выставки «Мой дом в Арцахе» рядом со своей картиной. 23 февраля, 2024.

 

Одним из участников проекта стал молодой художник из Арцаха Арсен Геворгян. Молодой человек представил на выставке картину, поскольку у него не сохранилось фотографий дома. Арсен служил в армии и после расформирования ВС Арцаха был сразу направлен в Степанакерт: «Мне так и не удалось в последний раз увидеть отчий дом — противник уже захватил мою родную деревню, поэтому я воспроизвел образ моего дома по памяти на своей картине. Таким, каким он был в последний раз». Молодой человек рассказывает, что в какой-то момент потерял надежду вернуться домой, думал, что он уже разрушен, однако накануне нашел его на картах: «Я увидел, что мой дом еще есть на картах, и вновь почувствовал, что, несмотря на все трудности, когда-нибудь я обязательно вернусь в Арцах, в свой дом».

Арсен с 7 лет занимается рисованием и живописью, он хочет посвятить себя любимому делу, однако после трагической потери дома он пережил множество противоречивых чувств. Молодой человек рассказывает, что выставка помогла ему иначе взглянуть на эти чувства: «Я наблюдал издалека, как посетители подходили к изображению, долго смотрели на него, затем водили пальцем по холсту и понимали, что картина нарисована. В этот момент я осознал, что стоит продолжать писать картины и с новой силой возвращаться к любимому делу, несмотря ни на что».

 

Работа, представленная на выставке «Мой дом в Арцахе», Национальный музей архитектуры, Ереван. 23 февраля, 2024.

 

Выставка проходит в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна и продлится до конца марта.

 
 

Выставка стала значимым событием не только для города и для армян Арцаха, дав им возможность рассказать свою историю, но и символом того, что арцахский вернакуляр продолжает существовать даже без привязки к месту.

Журналист и литературовед Регина Меликян и документальный фотограф Михаил Бурцев специально для Армянского музея Москвы

Память места: выставка «Мой дом в Арцахе (карабахский вернакуляр)» открылась в Ереване