Армяно-японский альбом Utakata no Hibi
Японская группа Mariah в 1983 году выпустила последний альбом Utakata no Hibi, в котором армянский фольклор сплетается с японским. Это не только мотивы и язык, но и мелодика двух разных культур, рождающая абсолютно уникальное звучание.
У коллекционеров альбом Utakata no Hibi пользуется большим спросом. Это послужило вторым витком популярности проекта в XXI веке. Даже спустя более 30 лет альбом становится приятным открытием для слушателей.
Хотя за пластинкой охотятся многие ценители музыки, долгое время история композиций была загадкой для всех. Возникал вопрос: как в голову японцу пришло написать музыку, в которой армянский и японский звучат настолько гармонично?
В интервью Ясуаки Симидзу рассказывает, что всегда был одержим звуком и с самого рождения внимательно относился к окружающим вещам. Это отразилось в проектах:
«Я внезапно осознал, что вокруг меня звучит музыка разных стран и культур: западная классическая музыка, рок-н-ролл, джаз, французский шансон, канцона, фламенко, гавайская… Япония всегда стремилась перенять различные культурные элементы других стран, и это привело к тому, что в нашу жизнь проникло множество музыкальных жанров.
Я был вовлечен в джазовую сцену короткий период со второй половины 1970-х до начала 1980-х годов, выступал вместе с разными музыкантами и полностью погрузился в музыку. Мое желание исследовать звук разными способами воплотилось в Mariah».
Симидзу трактует название Utakata no Hibi как «преходящие, эфемерные дни». Это последний альбом, записанный участниками группы Mariah. И именно в Utakata no Hibi им удалось добиться неповторимого звучания и выразить весь творческий потенциал.
В 1980 году музыка коллектива была во многом продолжением популярных жанров: джаз-фьюжна и синти-попа. Все альбомы до последнего, хотя и были экспериментальными, будто имели схожую стилистику. Utakata no Hibi выходит за рамки обозначенных жанровых обозначений и не поддается категоризации участниками группы. Это проект, в котором они стали новаторами в кросскультурном контексте. Песни записаны на армянском и японском, сочетая не только два языка, но и две абсолютно разные тональности: восточноазиатскую и ближневосточную. Фольклорные мелодии интерпретируются исполнителям в общем сновиденческом поле.
Многие музыкальные критики считают, что это уникальная работа, которая находит точку пересечения двух диаметрально противоположных культур. В интервью англоязычному изданию исполнитель объясняет:
«Примерно в 1983 году, когда был выпущен Utakata no Hibi, карта распространения музыкальных течений в мире несколько изменилась. Я уже говорил об этом раньше, но Япония с древних времен была наводнена музыкой самых разных жанров. Такие люди, как я, были одержимы желанием заполучить то, чего никогда раньше не слышали, и использовали все доступные средства, чтобы раздобыть информацию, записи и другие сведения».
В конце ХХ века японцы достаточно скептически относились к таким экспериментам, хотя поклонники творчества Mariah были и тогда. Музыку сложно охарактеризовать одним направлением. Это приводило к казусам. Ясуаки Симидзу рассказывает:
«В музыкальных магазинах наши альбомы продавались в джазовом отделе, и люди говорили: “Это не джаз”. А те, кто слышал Mariah по радио, долго не могли найти “правильный” раздел, где будет пластинка».
Как глава группы Mariah объясняет армянское звучание в альбоме? Этот вопрос волновал многих слушателей годами, ведь сочетание японского с английским ожидаемо, а вот армянский кажется чем-то совершенно неочевидным. Джазовый музыкант объясняет в одном интервью:
«В начале 80-х я экспериментировал с разными людьми, но для этого альбома вокал Джули и тексты Сеты пришлись мне больше всего по душе. Сета Эванян была армянской художницей, а Джули Фауэлл, которая пела в Shinzo no Tobira и других треках на армянском языке, также была художницей, а не профессиональной певицей. Я был совершенно поражен звучанием этого языка. Я помню вдохновение, которое переполняло меня во время нашей совместной работы, ощущение легкого дуновения ветерка, касающегося щеки».
Предлагаем вам ознакомиться с музыкой группы Mariah:
В материале и на обложке использованы фотографии из интервью исполнителя