Мец Папук ― армянский Дед Мороз: кто он и откуда взялся?

Мец Папук ― армянский Дед Мороз: кто он и откуда взялся?

Об армянском Деде Морозе ― Мец Папуке или Каханд Папе ― стали вспоминать относительно недавно, уже после распада СССР. Мец Папук ― бородатый дедушка в овчинном тулупе ― ходит с посохом, ездит на ослике и развозит подарки детям. Он, на первый взгляд, похож и на Деда Мороза, и на Санта-Клауса, и на других «рождественских дарителей»: финского Йолупукки или баскского Оленцеро. Однако, история каждого Мец Папука и всех остальных таких персонажей гораздо сложнее, чем может показаться сначала. В этой статье редакция Армянского музея попробует разобраться, откуда взялся Мец Папук, и как он связан с другими персонажами, которые приносят подарки детям зимой.

Предыстория: от Санта-Клауса к Деду Морозу

Дед Мороз ― персонаж, известный каждому в русскоязычном пространстве. Свой Дед Мороз есть сегодня во всех постсоветских странах: в том числе и в Армении, где его называют Мец Папук или Каханд Пап. На первый взгляд Мец Папук и Дед Мороз похожи на Санта-Клауса, а еще на других «рождественских дарителей» разных стран: финского Йолупукки или баскского Оленцеро. Однако. Однако, если разбираться подробнее, окажется что их история гораздо сложнее.

Рождественские носки. Фото из открытых источников

Мы начнем с Санта-Клауса, потому что без понимания его происхождения сложно будет понять, откуда взялся Дед Мороз и, далее, Мец Папук. Санта-Клаус, в переводе Святой Николай, католический персонаж. Он появился из образа святого Николая Угодника (Чудотворца). По легенде, он подкинул кошелек с деньгами в дом одного бедного человека, у которого не хватало денег на содержание дочерей. История обрастала деталями: стали рассказывать, что кошелек, пролетев через дымоход, упал в носок, который повесили сушиться у камина.

Изначально Санта-Клаус приходил к детям не на Рождество или Новый Год, а в день почитания Николая Угодника, 6 декабря. Потом, во времена Реформации (XVI–XVII века), когда появилась идея о том, что все обряды, в том числе почитание святых не относятся к истинной евангельской вере, Николая Угодника отменили. Но традицию дарить подарки детям отменять не хотелось: в итоге дарителем стал младенец Христос, а дарить подарки стали 24 декабря, в Сочельник. Потом, во времена, когда идеи Контрреформации снова возобладали в Европе, Николая Угодника «восстановили в правах», но день менять не стали. Так и получилось, что святой Николай (Санта-Клаус) приносит подарки на Рождество.

Святой Николай подбрасывает кошелек бедным девушкам. Гравюра 1587 г. Фото: Met Open Access

В России никакого сказочного или языческого прототипа самому Деду Морозу, по-видимому, не было. Существовали персонификации зимнего холода, Мороза, но это были мрачные персонажи, не связанные с праздником: все потому, что зимние холода ― времена тяжелые и опасные.

Идея придумать некоего рождественского деда, аналогичного западному, появилась в Российской Империи лишь в XIX веке. Тогда его попытались связать, так же, как в Европе, с Николаем Чудотворцем. С другой стороны, ассоциировали с народными сказочными образами ― Морозко и другими. Несколько попыток закончились неудачей, но ко времени правления Николая II Дед Мороз понемногу стал узнаваемым персонажем на рождественских елках.

Так продолжалось недолго: в 20-х годах коммунисты осудили Деда Мороза как языческое злое божество и запретили его вместе со всеми религиозными праздниками. Вернулся Дед Мороз только в 1936 году, когда его «восстановили в правах» на территории СССР. Только вот теперь он стал приходить не на Рождество, а на Новый Год: в противовес западной религиозной традиции. Такое положение дел сохраняется и сегодня.

Советская пропаганда против Деда Мороза. Фото: wikipedia.org

Армянский Дед Мороз: откуда взялись Мец Папук и Каханд Пап

А что же в Армении? В Армянской ССР дети ждали обычного Деда Мороза так же, как и все остальные советские дети. Тем не менее, сегодня нам известен и армянский Дед Мороз. Откуда он взялся?

Этнограф Грануш Харатян так комментирует проблему: «Дед Мороз в армянской традиции ― явление довольно-таки новое. В традиционное празднование Нового года или Рождества он не входил».

Однако до советского периода в Армении по всей видимости был был похожий образ: Мец Папук (дословно ― «Большой дед»). Это дед с бородой, меховой шапкой, иногда говорят ― верхом на ослике. Мец Папук развозил подарки детям, только делал он это не на Рождество.

Вот как рассказала об этом изданию Sputnik Армения старший научный сотрудник ереванского музея истории Сусанна Арутюнян: «После праздника Святого Саркиса армяне с большим размахом отмечали и праздник Саака Партева. Во время этого праздника, старший в доме незаметно выходил на улицу, надевал меховую шапку, прикреплял сшитую из козьего меха, и войдя в дом раздавал подарки детишкам. Он развлекал детей, они пели, читали стишки».

Католикос всех армян Саак Партев. Картина из собрания Кафедрального собора Эчмиадзина. Фото: wikipedia.org

То есть, ситуация напоминает историю Николая Угодника и Реформации: раньше подарки приносил персонаж, не связанный с Рождеством ― день памяти католикоса Саака Партева, жившего в IV–V веке, отмечают в феврале. И уже после распада СССР, когда Армения стала во многом возвращаться к своим традициям, с образом советского секулярного Деда Мороза слился старый образ приносящего подарки Саака Партева.

Есть и еще одно, более загадочное название ― Каханд Пап, что перевести дословно сложнее. Вероятнее всего, это имя связано с календарем (от латинского слова caland). В Сирии, люди из армянской династии Кесаба (спасшиеся там от Геноцида) считают, что Каханд Пап ― новогодний дед ― приезжает из Армении, и оттуда, с настоящей родной земли, привозит подарки (это перекликается, например, с историей о том, что Санта-Клаус приезжает из Лапландии).

Армянский Дед Мороз — Каханд Пап. Фото: armeniasputnik.am

В 2008 году был проведен конкурс на главную историю армянского Каханд Папа. По итогам этого конкурса в свет вышла книжка Астгика Симоняна «Каханд Пап. Возвращение с Ригеля», в которой рассказывается о том, как маленькая девочка Шушаник помогает Каханд Папу вернуться на землю.

Несмотря на то, что история Каханд Папа или Мец Папука не такая уж длинная, этот персонаж уже полюбился многим, а в будущем ― полюбится еще больше.


Источники:

Т. С. Симян — Трансформация празднования Нового Года в Армении и России (попытка исторического описания), 2018 | cyberleninka.ru

Возвращение Каханд Папа: история одной сказки | armeniasputnik.am

Армянский Дед Мороз: в новом образе с прежней миссией | armeniasputnik.am

Santa Claus Not Part of Armenian Traditions: Ethnographer | epress.am

Мец Папук ― армянский Дед Мороз: кто он и откуда взялся?