«Волшебство красок» Мартироса Сарьяна в фильме Лаэрта Вагаршяна
В 1965 году выдающемуся армянскому живописцу Мартиросу Сарьяну исполнилось 85 лет. К юбилею мастера на киностудии «Арменфильм» режиссёр Лаэрт Вагаршян снял фильм «Мартирос Сарьян». Спустя годы, в 1984-м, вышла книга Вагаршяна «Встречи с Сарьяном», открывающаяся словами: «Начиная работу над картиной о Мартиросе Сарьяне, я понимал, что мне предстоит окунуться в мир художника, который вместить в часовой фильм будет невозможно. Поэтому решил, кроме фильма, написать воспоминания о Сарьяне. И если какая‐то дорогая мысль, какой‐то дорогой факт не могли войти в картину, то они, может быть, нашли место в этой книге…».
Предисловием к книге Лаэрта Вагаршяна стала рецензия Павла Корина «Путь художника», написанная на фильм «Мартирос Сарьян» и опубликованная в журнале «Советский экран» в 1966 году. В ней Павел Корин, народный художник СССР, пишет о фильме Вагаршяна как о картине, которая вызовет много добрых слов и у поклонников Сарьяна, и у тех, кто впервые познакомился с его искусством в кинозале, и у любителей живописи, и у любителей кино.
«В фильме мне предстояло рассказать не столько о фактах жизни и творчества Сарьяна, сколько постараться передать те ощущения, которые вызывает его живопись».
Лаэрт Вагаршян
Павел Дмитриевич Корин, в 1956 году нарисовавший портрет Мартироса Сергеевича, делится своими чувствами от просмотра фильма: «„Мартирос Сарьян“ от начала и до конца (а картина идёт час) смотрится со всевозрастающим интересом. Конечно, это интерес и к рисункам и полотнам Сарьяна, к дивному миру, созданному его рукой, и к его неистовой кисти (художник рисует на стекле, а мы с другой стороны стекла видим, как он, словно мечом, наносит удары кистью, и становимся свидетелями процесса творчества), и к дому, в котором он живёт и творит, и к природе, которая его вдохновляет и от которой неотделимы ни Мартирос Сарьян — человек, ни его живопись, и к его поразительному умению, и к его титаническому труду…
Но самое важное, что делает картину о Сарьяне не похожей на фильмы‐близнецы о живописцах, в том, что её авторы с помощью изображения и слова доносят до нас то неповторимое и своеобразное, что на протяжении жизни трёх поколений продолжает ошеломлять людей, особый мир, мир красок и линий Сарьяна. В нём обилие света, сказочность, фантастика Востока, обобщённость форм, своё видение людей и века».
«…в нашем фильме мне хотелось прежде всего передать его неповторимую особенность — „волшебство красок“ Сарьяна».
Лаэрт Вагаршян
Через работы Мартироса Сарьяна — портреты и пейзажи Армении, ставшие «восторженным гимном земле и жизни на этой земле», — в фильме переданы доброта и вдохновение Мастера.
«В конце работы над фильмом Мартирос Сергеевич сказал мне: — Не забудь отметить, что никто не может остановить стремление людей к лучшему. Если представить себе, что вдруг это стремление покинет человечество, — будет конец всему.
Искусство Сарьяна живёт всемирной гармонией вещей, это огромная панорама жизни, в которой природа и человек неотделимы».
Лаэрт Вагаршян
Вместе с Лаэртом Вагаршяном над фильмом о Мартиросе Сарьяне работали оператор Марат Варжапетян, писатель Илья Эренбург — автор текста, музыку к картине написал сын художника — композитор Лазарь Сарьян. Павел Корин отмечает, что все они «не столько объясняют и популяризируют, сколько исследуют, радуются, огорчаются, как это можно делать только в отношении человека, духовно и по‐человечески близкого».
В Ереване состоялась премьера в кинотеатре «Москва».
Когда мы направлялись к сцене, Мартирос Сергеевич спросил, как себя вести в необычной для него роли человека, снимавшегося в кино.
— Скажите несколько слов…
— О чём?
— О том, о чём вы обычно говорите. О природе, о красоте, о цветах, о земле Армении…
Лаэрт Вагаршян
Фильм Лаэрта Вагаршяна, посвящённый Мартиросу Сарьяну, помогает постичь тайну очарования искусства великого армянского художника. Но он не только о Сарьяне, но и «о всяком подлинном художнике, о нелёгком пути революционера в искусстве».
Источник: Л. Вагаршян. «Встречи с Сарьяном». Москва : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984.