Мария Саакян и ее кино: авторские картины, которые стоит увидеть
Мария Саакян — не самый известный из армянских режиссеров, однако ее картины — неоднократные призеры международных кинофестивалей — однозначно заслуживают внимания. Это авторское, местами сложное для восприятия, местами — бунтарское и неоднозначное кино. В 2018 году Мария Саакян умерла: очень рано, в возрасте 38 лет. Сегодня редакция Армянского музея Москвы предлагает читателям познакомиться с ее фильмами, которые она, к счастью, успела снять за такую недолгую жизнь.
Мария Саакян ― армянский и русский режиссер, сценарист и монтажер. Она умерла от онкологического заболевания в 2018 году, когда ей было всего 38 лет. За недолгую жизнь, тем не менее, она успела сделать несколько полнометражных фильмов, в части которых выступила не только режиссером, но и сценаристом, и монтажером.
«…[Мария] снимала авторское кино, глубоко личные фильмы, в которых отразился пережитый опыт армянского детства и эмиграции в Россию. <…> Она не шла на коммерческие компромиссы, очень требовательно относилась к профессии и к себе», — писал о ней Андрей Плахов, кинокритик и киновед.
Мария родилась в 1980 году в Ереване. С детства она была связана с искусством: ее бабушка, Сэда Вермишева, была поэтессой ― о ее замечательных стихах мы писали подробнее в нашей статье. Среди предков Марии было много выдающихся людей: например, Христофор Вермишев ― журналист и политик, министр правительства независимой Армении в течение всего недолгого периода существования этого государства (1918–1920).
Вернемся к Марии: в 1993 году она переехала в Москву, а в 1996 ― поступила на режиссерский факультет ВГИКа. Ее дипломом стал короткометражный фильм «Прощание». Впоследствии эта лента была показана на международных кинофестивалях: Premier Plans Angers во Франции, Telluride Film Festival в Теллуриде и Роттердамском кинофестивале и фестивале в Оберхаузене.
Первой полнометражной работой Марии Саакян стал фильм «Маяк» 2006 года. Сценарий к фильму написал молодой драматург Гиви Шавгулидзе. Фильм снимали в Армении, кадры с беженцами — в Грузии, а место, где происходит действие, не уточняется: это — собирательный образ.
«Маяк» — драма о войне. Молодая девушка приезжает домой, в деревню. На всей территории, окружающей это место, идет война, и она хочет забрать в Москву бабушку с дедушкой. Те отказываются ехать, а вскоре это становится невозможно ― поезда перестают ходить. Героиня в итоге не уезжает из деревни: она думает, что должна остаться, потому что уехать ― не значит спастись. От войны спастись, наверное, невозможно. В фильме звучат стихи:
На сером небе обретенном
Чужие птицы
На теле города чужого
Чужие лица
И пепел серый и жемчужный
Печальна тризна
На сером небе обретенном
Чужие птицы
Птицы взлетели
А сесть не успели
Кружатся в небе
В 2006 году, фильм был удостоен Приза союза армянских кинематографистов на фестивале «Золотой абрикос» в Ереване. Об этом фестивале и истории одной из его наград мы писали в статье о «Талерах Параджанова».
«С Машей Саакян мы познакомились в 2006 году. Тогда мой коллега Антон Мазуров принес фильм “Маяк”, сказал, что мы должны обязательно помочь молодому талантливому режиссеру выпустить кино, ее дебютную работу. И мы это сделали, потому что всем нам кино очень понравилось. Мы понимали, что вряд ли нас ждет большой коммерческий успех, но это очень важная, очень талантливая, очень искренняя работа, которая, в общем-то, заслуживала того, чтобы ее увидели зрители и чтобы режиссер, который столько вложил душевных сил, очень искренняя и очень личная работа, смог донести свой фильм до зрителя. Мы много тогда общались с Машей, готовили этот релиз, и понятно было, что она очень талантливый режиссер, подающий очень большие надежды», — писал о первом фильме Марии Саакян Сэм Клебанов, продюсер и ведущий.
Второй полнометражный фильм Марии Саакян ― «Это не я» (оригинальное название ― I’m going to change my name ― «я поменяю имя»). В фильме рассказывается о девочке-подростке по имени Эвридика, которая живет в «забытом», по словам Марии, городе Алаверди.
«“Это не я” — рассказ про то, как подросток, завернутый в кокон своего одиночества, переживаний и чувств, связанных с трудностями общения, выходит в мир, находит себя в нем, как будто рождается заново», ― рассказывала Мария в интервью о фильме.
Это кино построено на отсылках к мифу об Орфее и Эвридике: главная героиня придумывает себе мир, в котором ждет Принца, который вывел бы ее из темноты, можно сказать, из мира мертвых. Фильм был выпущен при участии кинокомпаний сразу нескольких стран:
«Чем эта история привлекла продюсеров? Мне и самой удивительно, но, наверное, есть что-то в ней, что трогает многих. Сценарий вышел в финалисты конкурса проектов в американском Санденсе и в итоге проиграл только «Елене» Андрея Звягинцева. Но заинтересовались сразу же продюсеры, получилась в итоге большая копродукция нескольких стран, участвовали Армения, Россия, Германия, Нидерланды, Дания. Нам стали помогать разные фонды, но бюджет при этом был очень маленький. Малобюджетный фильм разве не мог быть целиком профинансирован в Армении? Весь бюджет государственного финансирования кино в Армении составляет $700 тыс. в год. На все про все: фестивали, полный метр, короткометражки, студенческое кино. Поэтому получить полностью деньги на фильм нет никакой возможности».
В фильме сыграл, в том числе, Евгений Цыганов, с которым Саакян сотрудничала во многих своих проектах. Фильм был показан на международных кинофестивалях в Лондоне, Локарно и Карловых Варах. Все фильмы Марии Саакян замечательно решены по цвету: это можно увидеть и в трейлере «Это не я» — он ниже.
Третьей большой и самой бунтарской из всех работой Марии Саакян стал фильм «Энтропия». Это, в отличие от предыдущих ее пронзительных, драматических фильмов — черная комедия. По сюжету съемочная команда уезжает в полупостроенный дом за городом, чтобы там дожидаться апокалипсиса. В ожидании они снимают кино — «которое никто не увидит». В фильме сыграл Цыганов, а также режиссер Валерия Гай Германика, ведущая и журналистка Ксения Собчак, актеры Диана Дэлль и Данила Поляков.
«Энтропия» — это провокационный, местами нарочито бессмысленный перфоманс. «Идея родилась у сценариста Григория Матюхина. Он в „Сине Фантоме“ вёл встречи с режиссёрами авторского и неавторского кино, насмотрелся, пресытился богемой и подставил зеркало. То, что он в этом зеркале отобразил, мне показалось знакомым — я тоже от этого устала», — говорила о нем сама Мария Саакян.
Фильм встретил неоднозначные отзывы: с одной стороны, его хвалили как смелое высказывание и акутальность, с другой — критиковали за излишнюю перформативность и концентрацию на форме, бессодержательность.
Мария Саакян была не только режиссером, но и матерью пятерых детей. Вместе со своим мужем, американским армянином Джеффом Калустяном, они жили в Ереване и заботились о своей большой семье. В одном из интервью Мария с большой нежностью рассказывала о своем муже:
«Нашла своего человека? Да! Он занимается искусством, между нами полное взаимопонимание, мы любим друг друга. Его зовут Джефф Калустян, он наполовину ирландец, наполовину армянин, учился и жил в Америке. Его отец на родном языке не говорит, армянский помнили только бабушка с дедушкой. Джефф сам его выучил и уже взрослым вернулся в Армению. Сейчас мы живем в Ереване. Джефф написал потрясающий сценарий, который я мечтаю снять».
К сожалению, снять фильм по сценарию мужа Мария Саакян не успела: она, как мы писали выше, умерла от рака в 2018 году. И хотя больше ее картин мы не увидим, те, которые она успела снять — авторские, местами авангардные, драматические и пронзительные фильмы — однозначно стоят внимания и просмотра.
Источники:
gazeta.ru
bfm.ru
newtimes.ru
kinopoisk.ru
Обложка:
proficinema.com