Мария Макарова: «Песня „Здравствуй, Арарат“ стала для меня судьбоносной»
В августе российская рок-группа «Маша и Медведи» представила клип на свою песню «Здравствуй, Арарат». Наверняка песню и клип вам захочется услышать и посмотреть не один раз. Мы встретились с вокалисткой группы Марией Макаровой. Она нам рассказала, как родилась песня «Здравствуй, Арарат» и как проходили съёмки клипа. Мария поделилась, что мечтает переснять его и что действие должно обязательно происходить на армянской земле.
— Песня «Здравствуй, Арарат» отсылает к библейскому сказанию о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Как она создавалась? Что служило вдохновением?
В группе «Маша и Медведи» самый близкий мне по духу музыкант — армянин. Его зовут Георгий Аванесян. Первый, кому я показываю свои песни, это он. Мы с ним общаемся, сидим на кухне, иногда что-то придумываем, засиживаемся допоздна и генерируем идеи. И вот как-то мы придумали мотив будущей песни. Что-то такое армянское проскочило — и я говорю «здравствуй, Арарат».
Я ходила-ходила, пела долго внутри себя этот припев. Начали приходить в голову ассоциации. Арарат — это то место, которое ассоциируется с нашей, можно сказать, второй родиной, общей, всего человечества. Каждой твари по паре — нам дали шанс населить Землю и быть счастливыми. Поэтому какое-то есть в душе чувство, что там и есть наш дом. Есть в этом какой-то символизм. Жизнь каждого человека словно путешествие на ковчеге. И в конце жизни, когда ковчег останавливается, приходит домой, конечно, хочется верить в счастливое завершение. Все счастливы, воды сошли, снова всё зазеленело, и у нас появилась возможность начать всё с чистого листа.
— Клипы группы «Маша и Медведи» сняты в красивейших уголках планеты — «Любочка» и «Без тебя» в Индии, «Рейкьявик» в Исландии. А где проходили съёмки клипа на песню «Здравствуй, Арарат»?
Этот клип снимали в Сочи. Мы ходили там в пещеры, в горы лазили. Снимали и в жару, и в холод. То есть мы все стихии собрали.
Хотя, конечно, хотелось снять в Армении. В Сочи живут наши друзья. У меня есть подруга Оля, которая организовала весь процесс съёмок. Вокруг нас сплотились прекрасные ребята. В первую очередь, это оператор и режиссёр Максим Ореховский. Грим нам делала его жена.
Все эти люди не взяли с нас ни копейки денег. Они сделали клип на чистом энтузиазме, потому что им нравится наша группа и очень понравилась эта песня. Огромное спасибо ребятам за работу. Благодаря клипу люди просто услышали песню. Сколько мы пытались её без клипа отправить на радио — не брали. Взяли только после того, как появился клип. Это мне в очередной раз доказало, что без клипа людям трудно воспринимать песню. Сейчас такое время — визуальное восприятие играет зачастую первостепенное значение.
Правда, есть одно «но». Этот клип не совсем отражает мою идею. То есть, если бы я придумывала сценарий, то он был бы совсем другим. У меня сейчас есть идея, которая, я очень надеюсь, осуществится. Мы делаем альтернативную версию песни с традиционными армянским музыкальными инструментами, например, с духовым инструментом блул. Как ни удивительно, но дудука там не будет. Нам показалось, что это слишком предсказуемо. Мы хотим задействовать в этой песне те инструменты, которые не так знакомы российскому слушателю, чтобы чуть-чуть больше раскрыть армянский национальный контраст. Ещё мы немножко изменили ритм, он станет более армянским.
Я мечтаю переснять клип на эту песню. Моя цель — вершина Арарата. Мы собираемся туда подняться. Мне кажется, что если уж мы поём такие песни, то должны внутри полностью соответствовать этой энергии. Я считаю делом долга забраться на эту вершину и водрузить туда прозрачный флаг. (Улыбается.) Флаг, олицетворяющий собой дружбу и мир между всеми народами.
Песня «Здравствуй, Арарат» стала для меня судьбоносной. Думаю, она ещё как-то очень повлияет на мою жизнь и на события, которые в ней происходят.
— В самом начале клипа — там, где вырисовывается силуэт Арарата, — звучит дудук?
В версии группы «Маша и Медведи» звучит не дудук, а кларнет. На нём играет армянский музыкант Карен Арутюнян. Он — великолепный вокалист группы «После одиннадцати», настоящий артист и наш друг. Он услышал нашу песню и влюбился в неё. Пришёл к нам и говорит: «Ребята, на дудуке я не умею играть, но я сыграю вам на кларнете». А он, действительно, звучит, как дудук. Похоже очень. Так что, два армянина участвовали в записи этой песни. (Улыбается.)
— «Здравствуй, Арарат» включён в ваш новый альбом «Зимородок», который сейчас готовится к выходу. Какое место отводится этой песне?
У нас все песни, в принципе, на эту тематику — возвращение домой, возвращение к любви, воспоминание о том, что мы все едины, о том, чтобы в человеке проснулся человек. У нас практически нет песен, скажем так, о какой-то плотской страсти или каких-то таких банальностях. Если даже так кажется, всё равно надо смотреть немножко глубже.
Вы знаете, так трудно объяснять песни. Мне кажется, они и пишутся для того, чтобы их не надо было объяснять в прозе. Это сложно очень. Когда начинаешь описывать словами то, что невозможно описать словами, получается какой-то бред. Возможно ли описать словами любовь? Возможно ли описать словами саму музыку? Наверное, нет. Для этого существуют поэзия и песенная форма. Для того, чтобы в междустрочье человек смог уловить смысл. В любом случае наши песни как некий призыв, взывающий к духу человеческому. Это в меньшей степени музыка для тела, в большей степени — музыка для духа.
— В Армении вы пока ни разу не были?
К сожалению, нет. Мечтаю. Клип обязательно должен сниматься на армянской земле, потому что иначе я буду чувствовать невоплощённость своего внутреннего посыла. Ждите — клип будет. Там будут и Армения, и Арарат.
— А как встретились участники группы «Маша и Медведи»? С чего всё началось?
Всё началось с того, что я встретила гитариста Славу Мотылёва. С ним мы приехали из Краснодара в Москву. Вместе записали мой первый демоальбом. Дали его послушать лидеру группы «Мегаполис» Олегу Нестерову. Ему понравилось, и он нам сказал: «Ребята, если будете в Москве — звоните». Нам уже этого хватило для какого-то импульса.
В Москве у нас были знакомые музыканты. Слава сделал пару звонков, и мы сразу же нашли барабанщика Вячеслава Козырева. Играем с ним 23 года. Потом пришёл гитарист Максим Хомич, который тоже с нами до сих пор. У нас был басист Денис Петухов. Денис — это единственный человек, который покинул группу, он уехал в Индию. Вместо него как раз пришёл Георгий Аванесян, потомственный музыкант.
Получается, мы собрались практически сразу. Как собрались, так до сих пор и играем.
— Есть музыканты, каким-либо образом повлиявшие на ваше творчество?
Вы знаете, список такой огромный. Влияют все, начиная от папы, который у меня был музыкантом. Оценить влияние очень сложно. Мы зачастую даже не понимаем, что на нас больше влияет, а что меньше. Это как-то откладывается на подсознательном уровне. Конечно, я росла на Led Zeppelin, Pink Floyd, The Doors, Nirvana, «Кино», на всём нашем русском роке.
— Ещё в начале музыкальной карьеры в Краснодаре вы выступали с группой «ДРЫНк», которую основали Рубен Казарьянц и Евгений Кузёмин. Расскажите о вашем участии в этой группе.
Если говорить, с чего всё начиналось — так всё начиналось с этого. Как-то, когда ещё училась в школе, я гуляла по Краснодару и забрела на улицу, где собирались музыканты. Они такие классные песни пели, играли на гитарах, у них были какие-то репетиции постоянные. Всё это было так интересно, и мне захотелось быть рядом с ними.
Буквально за неделю я научилась играть на гитаре. С этой гитарой я отправилась на улицу Чапаева, наш местный краснодарский Арбат. Потихоньку начала знакомиться с ребятами. Они узнали, что я умею играть на флейте. Первой группой, в которую меня взяли флейтисткой, была группа «Макар Дубай». Чуть-чуть поиграла в ней, а потом ушла в группу «ДРЫНк», в которой тоже была флейтисткой.
Это был «золотой век» краснодарского рок-н-ролла. Такого больше не было и вряд ли повторится. Я рада, что мне посчастливилось оказаться в то время с такими людьми. Многих из них уже нет. Память о них не просто осталась, она, наверное, движет мной. Знаете, это какой-то такой рок-н-рольный род. Есть вот твоя кровь — настоящая, а есть кровь духовная. Постепенно рок-н-ролл превратился во что-то наподобие религии: отношение к жизни, чувства свободы, братства, радости и драйва.
— Над какими проектами сейчас работаете?
Мой новый сольный проект, в котором будет больше электроники. Это как новые песни, так и те песни, которые вы уже слышали, просто в немного других обработках. Презентация проекта назначена приблизительно на начало следующего года. Пока всё в подготовке. Я собираюсь презентовать макси-сингл из шести песен. Думаю, вы будете приятно удивлены. (Улыбается.)
Беседовала журналист, литературный редактор Рипсиме Галстян