Туркменский композитор Марал Якшиева: «Мелодичность, глубокомысленность, эмоциональность, энергичность, — вот те качества армянской музыки, которыми я восхищаюсь»
Марал Якшиева — композитор, пианистка и импровизатор родом из Туркмении. Она выступала с известными музыкантами из США, Германии, Венгрии, Нидерландов, а также из Армении. О плодотворной работе с церковным хором, связях с армянской культурой, композиторском творчестве и сотрудничестве с Марией Захаровой Марал Якшиева рассказала в интервью Армянскому музею Москвы.
Решение стать композитором
Я родилась в семье заслуженного врача — Раисы Аннагельдыевны и инженера-строителя — Байрама Авлиякулиевича. Тяга к музыке у меня была с детства. Не зная нот, я по слуху начала подбирать на пианино знакомые мелодии. С шести лет я стала ходить в музыкальную школу по классу фортепиано и изучать композицию под руководством Александра Ивановича Скороходова.
Стать композитором я решила после окончания музыкальной школы, когда поехала в лагерь «Артек». Там я участвовала в разных конкурсах и выступала на сцене.
Учеба в консерватории
Я с отличием окончила Чарджоуское музыкальное училище [сейчас туркменский город Чарджоу называется Туркменабад. — Прим. ред.] по двум специальностям — теория музыки и фортепиано. Потом я поступила в Туркменский государственный педагогический институт искусств. Там я одновременно училась на трех факультетах: фортепиано, композиции и музыкальной теории, окончив с отличием фортепиано и композицию.
Оба моих преподавателя — пианистка Оразгуль Аннамурадова и композитор Реджеп Аллаяров — окончили Московскую консерваторию. Аллаяров проходил обучение семь лет, чтобы учиться у самого исполняемого композитора двадцатого века — Альфреда Шнитке.
Потом я стала проходить ассистентуру-стажировку по классу композиции при Московской консерватории. Моим преподавателем был Альберт Семенович Леман — основатель кафедры композиции. В консерватории я также встречала студентов-композиторов и исполнителей из разных республик и стран, в том числе из Армении. Например, композитора Ашота Арияна. Также мне довелось сотрудничать с выпускником консерватории, талантливым скрипачом Кареном Шахгалдяном, исполнившим мое сочинение с Русским симфоническим оркестром в Большом зале Московской консерватории на Первом международном фестивале «Душа Японии» в 2000 году.
Знакомство с армянской музыкой
Я узнала о женском хоре церкви Св. Месропа Маштоца в Ереване, благодаря знакомству с художественным руководителем коллектива — Арно Бархударяном — энергичным, ярким и одаренным музыкантом. Арно стремился расширить гастрольную деятельность ансамбля. Я помогла ему установить необходимые контакты. Так, хор выступил в Историческом музее, Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории им. Чайковского, Мариинском театре, в музее Царицыно и других галереях.
Для ансамбля я также сочинила хор «Сумерки» на стихотворение поэта Ваана Терьяна и адаптировала свое сочинение «Молитву к матери» на слова Паоло Пазолини. Эти произведения хор исполнил в том числе и в музее Арама Хачатуряна в Ереване. Записи выступлений я отправила в Санкт-Петербург на композиторский конкурс «Хоровая лаборатория ХХI век. Музыка для детей и юношества» — мне дали первое место в категории «Произведения классических и современных поэтов».
В 2014 году я побывала в Ереване по приглашению Союза композиторов Армении, где приняла участие в творческой встрече. Ее организовал председатель Союза — Арам Арамович Сатян, который представил мне молодых армянских композиторов. Мне было приятно познакомиться с их музыкой, соединяющей национальный колорит и современную композиторскую технику.
Что нравится в армянской музыке
Меня привлекает темпераментность армянской музыки, которую я нахожу в сочинениях Арама Хачатуряна. Еще одна близкая мне черта — философичность, за что я ценю музыку Авета Тертеряна. Также я люблю народную армянскую музыку за ее образность и колорит. Мелодичность, глубокомысленность, эмоциональность, энергичность, — вот те качества армянской музыки, которыми я восхищаюсь.
Армянская и туркменская музыка
В туркменской профессиональной музыке устной традиции, которая представлена вокально-инструментальным искусством бахши [тюркские народные музыканты. — Прим. ред.], большое значение имеет сложный ритм и самобытный лад. Для музыки бахши характерны нечетные размеры, которые постоянно меняются. Объясняется это тем, что некоторые туркменские племена, в отличие от оседлых земледельческих, вели кочевой образ жизни. Искусство виртуозной игры туркменских бахши на дутаре [традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней и Южной Азии. — Прим. ред.] формировалось на протяжении долгого времени, и продолжает развиваться.
Классические жанры — опера, симфония, балет — появились в туркменской музыке лишь в советское время. Началось все с образования туркменского отделения при Московской консерватории в 1935 году. Оно подготавливало для республики молодые национальные кадры. Первые оперы и балеты были написаны российскими композиторами в соавторстве с туркменскими музыкантами в период 1941–45 годов.
Армянская музыка была раньше введена в русло европейской традиции. Так, основоположник армянской национальной композиторской школы Комитас творил уже в конце ХIХ века.
Погружение в другую культуру
Музыка помогает нам совершать путешествия. Когда я слушаю армянскую музыку, то получаю новый опыт и чувства, которые для становятся мне знакомыми. Это помогает найти нужные интонации, как это было, например, при сочинении музыки на стихотворение Ваана Терьяна. Но если бы я бы сознательно поставила перед собой задачу сочинить так, как это бы сделал настоящий армянский композитор, боюсь, что ничего бы не вышло. Я лишь могу приблизиться к другой культуре, и она мне не будет казаться чужой.
Национальный колорит в музыке
Сегодня традиционная и классическая современная музыка в этом плане очень далеки друг от друга. В эпоху всеобщей глобализации, благодаря интенсивным контактам и расширяющимся культурным связям, а также стремлению композиторов восточных стран к авангардной технике западной музыки, идея национальной идентичности перестала быть востребованной, как это было в советский период.
В свое время профессор Леман говорил мне, что нужно сочинять общечеловеческую музыку. И это, по-своему, верно, поскольку музыка так же, как и язык, являясь универсальным средством общения между людьми, должна быть понятна каждому человеку.
Музыка и чувства
То, что создают композиторы, происходит благодаря работе логики и интуиции. При благоприятных условиях это приходит в виде творческого озарения — его итогом становится созданный объект, который должен вызывать определенные чувства у других людей.
Сотрудничество с Марией Захаровой
Оно случилось спонтанно. Я никак не ожидала, что, проснувшись однажды, произнесу ее имя и задумаюсь, не пишет ли она стихи. Наверное, это была интуиция, потому что я нашла в интернете то самое стихотворение, которое потом стало нашей песней. Я очень признательна Марии Владимировне [Мария Захарова — официальный представитель МИД РФ. — Прим. ред.] за сотрудничество. Благодаря ей песню «Верните память» услышали миллионы людей — ее очень проникновенно исполнила певица Наргиз.
Фотографии предоставила Марал Якшиева