Смех сквозь слёзы: История журнала «Хатабала»

«Хатабала» — яркий и самобытный представитель сатирической журналистики Закавказья начала XX века. Этот иллюстрированный журнал, издававшийся в Тифлисе с 1906 по 1916 год, а затем кратковременно возрождавшийся в 1922 и 1925–1926 годах, сыграл заметную роль в общественной и культурной жизни региона. «Хатабала», преимущественно выходившая на армянском языке, периодически публиковала материалы на русском и грузинском, обращаясь таким образом к многонациональной аудитории Тифлиса. Основателями и редакторами журнала были Аствацатур Ерицян, публицист и сатирик, и Ашот Атанасян, известный общественный деятель и публицист.

С первых номеров «Хатабала» завоевала популярность благодаря остроумной, смелой и зачастую безжалостной сатире, направленной на самые разные социальные пороки. Остриё критики журнала было направлено на коррупцию в государственных структурах, социальное неравенство, насильственную культурную ассимиляцию, отсталость и косность духовенства и чиновничества. «Хатабала» высмеивала жульнические махинации хозяйственников и спекулянтов, особенно доставалось кооперации, неспособной, по мнению авторов журнала, удовлетворить потребности рабочих и крестьян. Постоянными объектами насмешек были распространенные в обществе суеверия и предрассудки, пьянство, национальная рознь, хулиганство — всё то, что мешало, по мнению редакции, развитию гармоничного и справедливого общества.

 
 

«Хатабала» не ограничивалась внутренней критикой, активно откликаясь и на важнейшие международные события. Журнал резко осуждал антиармянскую политику Османской империи, освещал и комментировал Геноцид армян, выступал за дружбу народов Закавказья. «Хатабала» поддерживала освободительную борьбу народов Балкан и Востока.

 

«Учитывать исторический опыт — хорошее дело». Армяно-турецкое перемирие. Журнал «Хатабала», 28 октября 1906 года, №20. Автор: Оскар Шмерлинг. Источник

 

Визуальный ряд «Хатабалы» играл не менее важную роль, чем тексты. Яркие и выразительные карикатуры, созданные талантливыми художниками, мгновенно схватывали и высмеивали суть социальных проблем, создавая запоминающиеся и легко узнаваемые образы. Среди художников, сотрудничавших с журналом, были Оскар Шмерлинг, известный грузинский художник немецкого происхождения, автор множества сатирических рисунков и иллюстраций, Йозеф Роттер, Генрик Гриневский и Геворг Башинджагян, чьи карикатуры также вносили значительный вклад в общую сатирическую палитру журнала. Именно благодаря таланту художников «Хатабала» получила широкую известность и признание читателей.

 

«Шляпы». Журнал «Хатабала», 24 июня 1906 года, №3. Автор: Оскар Шмерлинг. Источник

 

После установления Советской власти «Хатабала» была ненадолго возрождена. В этот период журнал, продолжая сатирическую линию, отражал реалии нового времени: критиковал недостатки советской системы, высмеивал противников новой власти (дашнаков, мусаватистов, меньшевиков), но также пропагандировал достижения советского строительства, упрочение Советской власти, рост международного престижа СССР. В числе авторов «Хатабалы» этого периода были такие известные армянские литераторы и публицисты, как Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Мовсес Арази, Стефан Зорьян. Они публиковали свои сатирические произведения, фельетоны, очерки, часто под псевдонимами.

 

Ованес Туманян сыплет соль, Левон Шант раздувает огонь, Степан Лисициан одной рукой перемешивает содержимое горшка, другой добавляет цифры Хаскера в учебник армянского языка «Лусабер». Журнал «Хатабала», 28 июля 1907 года, №31. Источник

 

Однако в условиях ужесточения цензуры и идеологического контроля «Хатабала», как и другие независимые сатирические издания Закавказья, вскоре прекратила своё существование.

 

«Цензор». Журнал «Хатабала», 17 июня 1906 года, №2. Автор: Оскар Шмерлинг. Источник

 

Несмотря на относительно короткий период издания, «Хатабала» оставила заметный след в истории сатирической журналистики региона. Журнал не только развлекал читателей остроумными карикатурами и фельетонами, но и активно участвовал в формировании общественного мнения, критикуя пороки и отсталость, пропагандируя прогрессивные идеи и межнациональную дружбу. «Хатабала» служит ценным источником для изучения общественно-политической и культурной жизни Закавказья начала XX века. Журнал даёт представление об атмосфере того времени, о настроениях и проблемах, волновавших общество.


Смех сквозь слёзы: История журнала «Хатабала»