Комментарий историка: почему армянскому Ваагну соответствовал древнегреческий Геракл, а не бог войны Арес

Комментарий историка: почему армянскому Ваагну соответствовал древнегреческий Геракл, а не бог войны Арес

Одна из последних статей Армянского музея Москвы о Навасарде (праздновании языческого армянского Нового года) вызвала интересную обратную связь со стороны аудитории. Вопросы читателей коснулись соответствия древнеармянских и древнегреческих божеств. В частности, прозвучал вопрос, как, не будучи олимпийским богом, мифический герой Геракл может соответствовать Ваагну, если в античном пантеоне «должность» бога войны традиционно закреплена за Аресом. Комментирует историк и автор Армянского музея Москвы Антон Евстратов.

Святилище на горе Немрут. © Антон Евстратов

Святилище на горе Немрут. © Антон Евстратов

Еще со школьной скамьи всем нам известно, что за войну у древних греков «отвечал» Арес, а Геракл вроде как даже и богом-то не был, а являлся лишь героем. Интересный и запутанный получается дискурс. Но ответ учёными найден.

Во-первых, стоит сказать, что Геракл все-таки был и богом тоже. Согласно одному из мифов (возможно, сравнительно более позднему), после того, как он из-за наивности своей жены и коварства кентавра Несса, взошел на погребальный костер, боги возвели прославленного героя на Олимп. Там Геракла причислили к небожителям.

Второй подвиг Геракла. Аттическая амфора второй половины VI в. до Р. Х. Источник: Русская Историческая Библиотека

Второй подвиг Геракла. Аттическая амфора второй половины VI в. до Р. Х. Источник: Русская Историческая Библиотека

В Древней Греции Гераклу строились храмы, количество которых исчисляется, минимум, десятками. Кроме того, немаловажным моментом здесь является то, что, в отличие от авраамических религий, язычество, политеизм — материя иного порядка. В авраамических религиях любят строгость, системность и каноничность во всем — от обрядов до вероучения и мифологии. А в язычестве нет общепризнанного канона, отсутствует четко и однозначно структурированное разделение ролей богов, полубогов, героев, демонов, нимф и прочих сверхъестественных существ.

«Ваагн убивает дракона». Графика советского художника Иосифа Роттера. Источник: wikipedia.org

«Ваагн убивает дракона». Графика советского художника Иосифа Роттера. Источник: wikipedia.org

В политеизме речь могла идти лишь о некоем общем понимании мироустройства и определяющих его законов. В условиях десятков, а иногда и сотен богов, многие из которых вообще являлись местными и часто не были известны за пределами того или иного региона, в ментальных и научно-технических реалиях традиционного общества, иначе и не могло быть. С другой стороны, об одних и тех же персонажах могли ходить различные, иногда взаимоисключающие мифы, что, впрочем, никак не отражалось на том самом общем понимании, о котором мы сказали выше.

Так культы Геракла [иногда абсолютно непохожие друг на друга. — Прим. ред.] существовали в разных античных полисах. От Геркала вёл свое происхождение целый ряд аристократических и даже царских родов [к примеру, к Гераклу возводил свою родословную Александр Македонский. — Прим. ред.]. Процессы эти происходили не только в, собственно, Греции, но и за ее пределами, а позже — по всей эллинистической Ойкумене — от границ Рима до Индии, и от Северного Причерноморья до рубежей Эфиопии.

Статуя Ваагна-драконоборца вылеплена в 1969 году армянским скульптором Карленом Нуриджаняном. Источник: wikipedia.org

Статуя Ваагна-драконоборца вылеплена в 1969 году армянским скульптором Карленом Нуриджаняном. Источник: wikipedia.org

Как видим, политеизм в античности проявлялся отнюдь не только во множестве богов, но и во множестве их восприятий, традиций, культов — Геракл в этом контексте не является исключением. Для примера можно привести пришедший из Финикии культ Адониса, который тоже изначально не считался богом, однако позже его стали отождествлять с Дионисом и, что еще более важно и интересно, именно через Адониса в древнегреческой традиции был воспроизведен известный ближневосточный архетип умирающего и воскресающего бога.

Арес Людовизи. Предположительно, римская копия с античной статуи Скопаса. Создана приблизительно в 320 году из мрамора. Из собрания Национального музея в Риме. Источник: wikipedia.org

Арес Людовизи. Предположительно, римская копия с античной статуи Скопаса. Создана приблизительно в 320 году из мрамора. Из собрания Национального музея в Риме. Источник: wikipedia.org

Столь же неоднозначным в разные времена и в разных регионах античного мира было и восприятие Митры — ещё более известного и значительно повлиявшего на последовавшие затем религиозные традиции на Востоке.

Что касается соответствия Геракла древнеармянскому Ваагну, то причиной тому явилась не «сфера ответственности» того или иного бога, а, скорее, схожесть их восприятия в народе, и, как следствие, схожесть культов двух небожителей. Особенно актуальным это стало после вхождения Армении в культурную орбиту эллинизма. Отголоски столь интересного метафизического симбиоза можно услышать, как в армянских мифах и исторических сочинениях античных авторов, так и увидеть воочию в статуях древнеармянских Богов на горе Немрут.

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы

Обложка © Антон Евстратов 

Комментарий историка: почему армянскому Ваагну соответствовал древнегреческий Геракл, а не бог войны Арес