Здание музея Комитаса в Ереване — уникальное сочетание классической и современной архитектуры
Музей-институт Комитаса в Ереване расположен в одноименном парке. Он построен на базе бывшего Дворца культуры, который был спроектирован архитектором Корюном Акопяном в 1950-х, а доработан Артуром Месчяном. Музей-институт был официально открыт в 2015 году с целью всестороннего освещения жизни и различных сфер деятельности Комитаса, популяризации его многогранного музыкального наследия. В состав музея входят постоянный и временный выставочный залы, музыкальная библиотека, исследовательский центр и концертный зал.
Корюн Акопян — армянский архитектор, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий, автор проектов жилых домов и общественных сооружений в Ереване. Акопяном были разработаны реализованы масштабные постройки: спорткомплекс «Динамо» в Ереване, здание Союза архитекторов Армении, стадион «Раздан» на 70 тысяч зрителей в Ереване. В 1949 году он спроектировал типичный для того времени дворец культуры. В 2015 году ДК был перестроен Артуром Месчяном. Изначально площадь здания составляла 400 кв.м. Достроенное здание музея заняло 800 кв.м.
Архитектор Артур Месчян, в числе прочего, успешный музыкант. В этой связи довольно символично, что музей Комитаса, музыканта и композитора, был спроектирован им. Архитектурная карьера Месчяна началась в последней четверти прошлого столетия. Ему удалось поучаствовать в работе над проектом аэропорта Звартноц, в конце 80-х им был спроектирован новый корпус Матенадарана. Ансамбль музея-института включает в себя классицистическую постройку, будто «завернутую» в шлейф современной архитектуры.
Интерьер музея Комитаса ничуть не уступает экстерьеру. Для входа в музей нужно подняться по уличному пандусу, архитектурные линии которого провожают посетителя из зала в зал и плавно ведут к первому этажу. Помимо продолжения экспозиции там зрителя ждёт внутренний дворик с деревом и маленькой копией памятника Комитасу скульптора Давида Ереванци. Оригинал скульптуры расположен в Париже, где композитор прожил последние 20 лет своей жизни, в сквере под названием Jardin d'Erevan (Ереванский сад) и является памятником не только Комитасу, но и всем жертвам Геноцида армян.
Для формирования постоянной экспозиции из коллекций музеев литературы и искусства были переданы в дар различные предметы. Коллекция Музея-института Комитаса регулярно пополняется новыми образцами из разных уголков мира. Первое пожертвование сделал Католикос всех армян Гарегин II в день открытия музея. Его Святейшество подарил Музею-институту чернильницу Комитаса, которую композитор получил после своего концерта в Баку в 1908 году. На чернильнице выгравировано следующее: «Посвящается отцу Комитасу Вардапету – выдающемуся музыковеду, одухотворяющему армянские народные песни». Его подарили ему восторженные поклонники.
Дизайном основной экспозиции занималось бюро TA Architettura, во главе с архитектором Альберто Торселло. Венецианские архитекторы ставят задачи разработки дизайн-проекта через понимание рассматриваемого памятника. В бюро продумывают множество деталей: от проблем восстановления, реставрации и консервации до озеленения и включения в интерьеры и экстерьеры растений.
Уникальность проекта или места становится отправной точкой для аналитического путешествия архитекторов. Бюро тесно связано с контекстом сооружения, в котором постепенно не только решаются архитектурные задачи, но и возникает синтез, объединяющий идею, функцию, материал и эстетику. В музее также проходят небольшие временные выставки.
Оформлением архитектуры экспозиций нескольких из них занимались Сархат Петросян и Ирина Мердинян из бюро SP2. В 2016 году команда реализовала дизайн-проект выставки армянского керамического искусства Кютахьи. В 2017 — «Звук и тишина: Музыкант и музыкальные инструменты сквозь века». Главная цель в формировании архитектуры временных выставок — создание гармонии между архитектурой здания и постоянной экспозицией.
Канал об архитектуре и прочих рукотворных красотах Армении АР_АР_АТ
Архитектурное бюро SP2
Фото на обложке: Кирилл Балашов