Как армянский писатель Рачия Кочар собрал всех «детей» в своем «большом доме»
Рачия Кочар — армянский писатель, фронтовой корреспондент. За свою недолгую жизнь Кочар написал пронзительные произведения, которые вошли в сборник «Белая книга»: «Наапет», «Тоска», «На мосту Евфрата». За повесть «Наапет» автор впервые в истории советской армянской литературы был удостоен Государственной премии. Поэтесса Сильва Капутикян так писала о его очерках: «Страстные, гневные, боевые статьи военного корреспондента читали запоем, как долгожданные письма с фронта от близкого человека. В те тревожные, тяжелые дни очерки Кочара, полные мужества и жизнелюбия, вселяли в людей веру».
Рачия Кочар родился в 1910 году в селе Кумлибуджах Алашкертского уезда Западной Армении (территория современной Турции). Во время Геноцида его семья бежала в Восточную Армению, мать погибла в пути, немногим позже Рачия лишился и отца — он сражался с турками и погиб в 1918 году. Имя отца Рачия взял своим псевдонимом (настоящая фамилия — Габриелян).
Детство писателя прошло в семье дяди в одном из сел нынешнего Армавирского района. С начала 1930-х годов Кочар начинает писать и практически сразу же публиковаться.
В 1934 году Кочар редактировал республиканскую газету на курдском языке «Рйа Таза» («Новый путь»). В 1939 году, получив партийный штраф, он остался без работы, тогда же Мартирос Сарьян определил юношу в возглавляемый им Комитет по охране памятников старины. Рачия занимался исследованием армянских монастырей и часовен.
Четыре года Великой Отечественной войны он прослужил военным корреспондентом газеты «Суворовец», выходившей на языках народов СССР, прошел тысячи километров фронтовых дорог, был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».
«Страстные, гневные, боевые статьи военного корреспондента, пахнущие порохом и кровью, систематически появлялись на страницах журналов и газет. Их запоем читали, как долгожданные письма с фронта от близкого человека. В те тревожные, тяжелые дни очерки Кочара, полные мужества и жизнелюбия, вселяли в людей веру в грядущую победу», — писала Сильва Капутикян, относившаяся к Кочару с большой теплотой и уважением.
Даже редкие минуты отдыха капитан Рачия Кочар использовал, чтобы написать статьи, очерки, зарисовки и письма, сделать записи во фронтовом дневнике — этой удивительной летописи Великой Отечественной войны, отразившей ее географию, запечатлевшей психологию военного времени и людей.
Из воспоминаний военного журналиста Якова Файншмидта, корреспондента газеты «Суворовец», выходившей на языках народов СССР: «На последней странице номера внимание привлек очерк «Вторая встреча» Рачия Кочара. Десятки раз встречался с ситуациями, о которых шла речь в очерке Кочара и писал о них. То брат с братом встретились, то жена мужа нашла. Это были обычные корреспонденции. А в очерке Рачия Кочара все обрело весомую значимость благодаря умению автора точно выписать образ, придать фактам публицистичность, заставить читателя вместе с героями пережить все коллизии.
Рачия опубликовал в «Суворовце» много очерков. И в них талантливо, правдиво рисовал панораму дружбы народов на фронте… Как-то он сказал мне о своем намерении показать, что все солдаты нашей армии — родные дети большого дома, Советской Родины».
В 1956 году в свет вышел задуманный Кочаром роман «Дети большого дома», ставший бестселлером. На русский язык его перевел писатель Василий Гроссман. Василий Семенович стал большим другом Кочара, долго гостил у него в полюбившейся ему Армении, что впоследствии нашло отражение в его книге «Добро вам».
События, которым посвящен роман «Дети большого дома», проходят в Лорийском Краснознаменном полку в 1941-1943 годах. Герои романа выписаны автором с большой любовью. Особенно удался образ коммуниста политработника Тиграна Аршакяна. Внутренняя убежденность, чистота помыслов и поступков, самоотверженная защита великой правды советского народа — из этого складывается облик человека, который служит примером для своих подчиненных.
«Дети большого дома» — книга о судьбах многих и многих людей, оказавшихся на дорогах войны. В непрерывном потоке военных событий писатель пристально всматривается в человека, его глазами видит, с его позиций оценивает пройденный страной и народом путь. Кочар, писатель-фронтовик, создал достоверные по своей художественной силе образы.
Кочар был одним из вдохновителей создания мемориала «Цицернакаберд». Добиться появления такого памятника в то время было крайне непросто. Также Грачия был одним из первых идеологов и пропагандистов движения за возвращение Советским Союзом земель Западной Армении. В день 50-летия геноцида в Ереване прошли массовые выступления с требованием вернуть утраченные земли, но они были жестко подавлены властями. Вскоре после этих событий Рачия Кочар умер.
За свою недолгую жизнь Кочар написал пронзительные произведения, которые вошли в сборник «Белая книга»: «Наапет», «Тоска», «На мосту Евфрата».
В «Тоску», написанную в 1964 году, Кочар вложил всю неутихающую боль уроженца Западной Армении, потерявшего свою родину. После страшных событий 1915 года семья героя по имени Аракел оказывается в Восточной Армении, но тоска непреодолимо тянет его к родной земле, и Аракел оставляет семью и срывается в Западную Армению. К сожалению, автор не дожил до выхода в свет книги. В 1990 году на киностудии «Арменфильм» режиссер Фрунзе Довлатян снял по повести одноименный фильм.
Фото на обложке: barev.today
Рачия Кочар: «Я всегда воевал со злом — оружием, словом, пером» : barev.today