Нина Агаджанова — сценарист фильма «Броненосец „Потёмкин“»
18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (сейчас — кинотеатр «Художественный») в Москве состоялась премьера фильма «Броненосец „Потёмкин“». Историческая художественная лента Сергея Эйзенштейна неоднократно признавалась лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов. Немногим известно, что автор сценария «Броненосца» — армянская кинематографистка Нина Агаджанова. О судьбе и деле Нунэ Фердинандовны — в материале Армянского музея Москвы.
О семье Нунэ известно немного: отец-армянин бежал на Кубань из Турции во время гонений 1877-1878 годов. Нину и ее сестер — Марию и Елену, воспитывал их дядя-купец. Его лавка находилась в Екатеринодаре, на перекрестке современных улиц Красноармейской и Горького. Мария позже стала актрисой Иркутского драматического театра, а Елена уехала в Петербург.
Нина близко к сердцу приняла идеи Маркса: ей хотелось побороть несправедливость мироустройства. В 1906 году семнадцатилетняя ученица 1-й Екатеринодарской женской гимназии вела пропаганду среди рабочих мукомольной фабрики Ершова и кирпичного завода. Когда об этом узнали родители учеников, они потребовали исключить Нину из гимназии. Тогда Нунэ отправили к родственникам в Воронеж, где девушка продолжила подпольную работу, — рассказывает Григорий Гиберт, киновед, член Союза кинематографистов России, профессор КГИК.
В мае 1909 года Нунэ вернулась в Екатеринодар. Ей удалось определиться на вакантную должность аккомпаниатора в кинотеатр, принадлежавший французскому акционерному обществу братьев Боммер. Виртуозной игрой Нина стремилась оживить немые кадры. Первая же встреча с кино оставила в её душе неизгладимый след. Она проработала у Боммеров все лето до отъезда в Москву.
В Москве она поступила на педагогические курсы историко-филологического факультета. В 1914-м под чужой фамилией Нунэ переехала в Петербург, где стала ответственным секретарем большевистского журнала «Работница» и членом Выборгского комитета партии.
За партийную работу Нина Фердинандовна пять раз отбывала тюремные сроки, дважды была сослана за организацию стачек в Усть-Сысольск и Усть-Кулому. Там она познакомилась со своим будущим мужем — Кириллом Шутко, студентом Московского императорского технического училища, другом Казимира Малевича, соратником Сталина, Куйбышева и Фрунзе.
Февральскую революцию 1917 года Нина Агаджанова встретила в Петрограде. После ее назначили управделами Наркомата труда, а в Гражданскую войну они с Кириллом Ивановичем оказались на подпольной работе в Новороссийске и Ростове-на-Дону. В Москву вернулись только в 1922-м: Шутко получит должность заведующего делами кинематографа. В их квартире на Страстном бульваре бывали Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и Дзига Вертов.
С 1924 года Нина Фердинандовна работала сценаристом-консультантом, редактором и заведующей сценарным отделом киностудии «Межрабпомфильм». В 1925 году страна Советов готовилась отметить
20-летие Первой русской революции. Было принято решение: создать революционный художественный фильм. Писать сценарий комиссия поручила Нине Фердинандовне. Выбор на неё пал не случайно. О революции лучше других мог написать человек, знающий события не по книгам и не по рассказам старших, а по личному опыту.
Свой творческий импульс в советское киноискусство она принесла из пламени трёх русских революций. На одном из заседаний юбилейной комиссии было решено привлечь к созданию сценария Сергея Эйзенштейна, уже заявившего о себе кинокартиной «Стачка». Знакомство с ним состоялось в квартире Шутко на Страстном бульваре, в доме № 13.
«В тот вечер, — рассказывала впоследствии Нина Фердинандовна, — почему-то погасло электричество. Зажгли свечи. Как раз в это время зазвонил звонок и пришёл Эйзенштейн. Среднего роста, широкоплечий, густая шапка курчавых волос, высокий лоб, внимательный взгляд ясных глаз. За короткий срок, дистанцией в несколько месяцев, была проделана огромная работа. Сценарий поглощал всё время: с утра до поздней ночи».
Второй режиссер картины Григорий Александров в книге «Как создавался “Броненосец “Потемкин””» пишет: «Талантливая, восприимчивая, сердечная Нунэ с первых же слов почувствовала замысел Эйзенштейна. Нам сказочно повезло со сценаристом! Нина Фердинандовна о революции знала не понаслышке. Литературный дар Агаджановой был настолько высок, что две странички написанного ею грандиозного сценария оказалось возможным развернуть в фильм».
Весной 1925-го Кирилл Шутко снял второй этаж дачи в подмосковной Немчиновке. Первый этаж занимал Исаак Бабель. Каждое утро Эйзенштейн поднимался на верхнюю веранду, где шла работа над сценарием «1905 год»: сначала свой конспект читала вслух Нина Фердинандовна, Эйзенштейн дополнял и иногда начинал диктовать сам. Они спорили, снова писали. После обеда Сергей Михайлович спускался вниз и вместе с Бабелем работал над другим сценарием — по «Одесским рассказам». Вечерами оба этажа устраивали посиделки с «зубровкой»: большинство участников в скором времени были репрессированы…
Так об этом говорил Сергей Эйзенштейн: «Нунэ — около своего маленького самовара — как-то удивительно умела собирать и наставлять на путь разума и творческого покоя бесчисленное множество ущемлённых самолюбий и обижаемых судьбою людей… Она не только втянула меня в весьма почётную работу. Она втянула меня в подлинное ощущение историко-революционного прошлого. Несмотря на молодость она сама была живым участником — и очень ответственным — подпольной работы предоктябрьской революционной поры. И поэтому в разговоре с нею всякий характерный эпизод прошлой борьбы становился животрепещущей „явью”, переставая быть сухою строчкою официальной истории или лакомым куском для „детективного” жанра… Ибо здесь дело революции было домашним делом. Повседневной работой. Но вместе с тем и высшим идеалом, целью деятельности целой молодой жизни, до конца отданной на благо рабочего класса… Побольше бы сейчас именно таких сценаристов, которые сверх полагающихся ухищрений своего ремесла умели бы так же проникновенно, как Нунэ Агаджанова, вводить своих режиссёров в ощущение историко-эмоционального целого эпохи!»
По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.
Эйзенштейн начал со съёмок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съёмкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жёсткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, тогда как сценарий был утверждён лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принял решение ограничиться лишь одним из эпизодов сценария — восстанием на броненосце «Потёмкин», который занимал всего несколько страниц (41 кадр).
Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.
В день премьеры фильма — 18 января 1926 года — бесконечно взволнованный его грандиозным успехом и бесконечно счастливый С.М.Эйзенштейн подарил Нине Фердинандовне свою фотографию с надписью: «Дорогой „матушке” Нине Фердинандовне, хоть и наречённой, но понесшей по мне мук не меньше матери натуральной. В расчёте на неиссякаемый источник доброты её от виновного, блудного, заросшего, благодарного и всею душою преданного паршивого сына в день спуска нашего „Броненосца” на воду. Саркис Эйзеншьяк».
Успех вышедшего на экраны «Броненосца «Потемкина» был оглушительным: немой черно-белый фильм поражал не одной идеологической мощью — новаторством драматургических приемов и выразительных средств, почти документальностью.
Затем Агаджанова успела написать сценарии еще четырех картин, прежде чем партия направила её на дипломатическую работу. В кинематограф Нина Фердинандовна вернулась только в 1939-м — в качестве заместителя начальника сценарного отдела и старшего редактора киностудии «Союздетфильм».
Все свои моральные силы в эти годы Нина Фердинандовна посвятила попыткам освободить мужа
Кирилла Шутко, арестованного НКВД в 1938-м. В 1941 году Шутко расстреляли.
С 1945 по 1952 год доцент Нина Фердинандовна преподавала на факультете сценарного мастерства ВГИКа, а затем ушла на пенсию.
Она оставила после себя заметки о своей революционной деятельности и рождении советского кинопроизводства, рассказы «Остановка трамвая», «Хирурги» и «1941 год», десяток стихотворений. И сценарии для так и не снятых фильмов: об истории России и дома Романовых, «Виктуар», «Подруги», «Пионер за границей», «Крестовый поход», «Улица радости».
Осадчий И.П., Товарищ Нунэ — politpros.com
Стальная Бабочка Нина Агаджанова — krasnodar-news.net
Фото на обложке: kommersant.ru