«Во мраке ужасного Хор Вирапа»: что мы знаем о подземной тюрьме, в которой сидел Григорий Просветитель
Сегодня Хор Вирап — монастырь, место паломничества. Но до крещения Армении это была одна из страшных темниц армянских царей. Именно там провел 13 лет заключения креститель Армении Григорий Просветитель. В этой статье редакция расскажет о темнице Хор Вирап и легендах, которые ее окружают.
Хор Вирап (Խոր Վիրապ) — монастырь, расположенный на Араратской равнине у турецкой границы, примерно в 8 километрах к югу от города Арташат в провинции Арарат. Хор Вирап входил в состав древней области Арташат. В монастыре располагалась богословская школа, а также он служил резиденцией армянского католикоса.
Однако не все так просто. Название монастыря — Хор Вирап — в переводе означает «глубокая темница». Это связано с тем, что под монастырем находилась страшная подземная тюрьма. Точнее, находилась она изначально под небольшой крепостью, которую позже перестроили в монастырь: выкопали темницу еще до крещения Армении. Судя по названию и упоминаниям в источниках, изначально Хор Вирап был исключительно царской тюрьмой.
Темница Хор Вирапа печально знаменита историей Григория Просветителя: там он, после ужасных пыток, провел тринадцать лет в заточении по приказу царя Трдата III.
И после стольких допросов и мучений, побоев и тюрьмы, тисков и виселиц, пыток и истязаний, которыми мучили его, он с великим терпением воспринял во имя Господа нашего Иисуса Христа <…> приказ [царя] отвезти его с оковами на ногах, руках и шее в Айраратскую область и спустить в очень глубокий вирап цитадели города Арташата, чтобы он там умер, в яму, в которой он и пробыл тринадцать лет. А царь собрался и отправился на зимовку в Айраратскую область, город Вагаршапат, на восток страны Армянской.
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 122
По легенде Григорий выжил благодаря одной благочестивой вдове-христианке, жившей поблизости: она все эти годы приносила ему хлеб.
А те тринадцать лет, что Григориос оставался в тюрьме крепости и в Хор Вирапе, некая вдовица, жившая в крепости, получила повеление от Архавирка каждый день печь одну лепешку и бросать в Хор Вирап. Таким образом, по повелению Бога она кормила его в годы его пребывания там. И в яме, в которую бросили его, он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении.
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 124
В это время римский император Диоклетиан искал себе невесту: повсюду его посленники искали самую красивую женщину. Прекраснее всех оказалась Рипсимэ — христианка, жившая под присмотром настоятельницы Гаяне в христианском женском монастыре в Риме. Узнав о намерениях императора Диоклетиана, Рипсимэ бежала в Армению, чтобы избежать брака. Трдат, решив жениться на ней, выследил ее и насильно доставил в свой дворец. Она отказалась вступить с ним в связь: после этого ее убили, а страшные пытки, которым ее подвергли перед смертью, не раз описаны в житиях — ее и Святого Григория.
После произошедшего Трдат совершенно впал в безумие, мучая своих домочадцев и народ демонической одержимостью. Так в этом безумии он, по словам историка Агатангелоса, обращался к своим князьям и войску, чтобы они продолжали истреблять христиан:
«Так, в пример, я не пощадил своего верного любимого слугу Григориоса, которого именно из-за [отказа поклоняться богам] замучил жестокими и ужасными истязаниями и затем приказал бросить в страшный Хор Вирап, чтобы он там тотчас стал пищей змей. И [я] из любви к богам и страха перед ними не посчитался с его заслугами передо мной, дабы и вы убоялись этого и испугались смерти. Итак, оставайтесь под покровительством богов и удостойтесь нашей милости. Будьте здоровы, мы же сами здравствуем».
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 136
Сестре Трдата в видении было дано указание разыскать заключенного в Хор Вирапе Григория, который мог бы положить конец страданиям: как людей, подвластных Трдату, так и его самого. Несмотря на скептицизм, она упорствовала и в конце концов заставила сына Трдата забрать Григория из Кирата Вирапа. Григорий, найденный в состоянии полного источщения, тем не менее исцелил царя и вернул ему рассудок. Увидев совершенные им злодеяния, Григорий проповедовал христианство царю, его двору и армии — как спасение и искупление.
Благодаря этой проповеди Трдат принял христианство, а в 301 году оно стало государственной религией Армении. Григорий принял на себя роль епископа Кесарии и служил царю примерно до 314 года. Так, по свидетельству Агатангелоса, говорил о своем заключении Григорий в этих проповедях:
«Я пребывал во мраке ужасного Хор Вирапа, мое жилище находилось среди змей, и от страха перед Богом они ни разу не повредили мне и сердце мое не вострепетало перед ними, ибо я уповал на Господа Бога Творца всего».
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 233
Интересны параллели сюжета с ямой и библейских мотивов. Пророк Иеремия, как и Григорий Просветитель, сидел в темнице-яме (вообще яма, по-древнееврейски bor, была крайне распространенной формой темницы на древнем Ближнем Востоке).
Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь. И услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых.
И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрет там от голода, потому что нет более хлеба в городе.
Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер.
Иер. 38:7–10
Аналогичное произошло и с ветхозаветным пророком Даниилом: его в яму бросил персидский царь Дарий.
Тогда, уступив им, царь велел привести Даниила и бросить его в яму со львами, а Даниилу сказал: «Да спасет тебя твой Бог, Которому ты преданно служишь!» Принесли камень, закрыли им устье ямы, и царь запечатал его своей печатью и печатями сановников, чтобы приказ о Данииле не был нарушен. После этого царь удалился во дворец и провел бессонную ночь, отказавшись от еды и каких бы то ни было развлечений.
Утром, едва занялась заря, царь поднялся и поспешил к подземелью. Подойдя к тому месту, где Даниил был брошен в яму, царь тревожным голосом позвал его:
«Даниил, раб Бога Живого, смог ли твой Бог, Которому ты преданно служишь, спасти тебя от львов?»
«Царь, здравствовать тебе вовек! — отозвался Даниил. — Бог мой послал ангела Своего, и тот закрыл пасти львам — они не тронули меня, ведь я чист перед Ним, да и тебе, царь, я ничего худого не сделал».
Царь очень обрадовался и приказал извлечь Даниила из ямы.
Дан. 6:16–23
Сюжеты, однозначно, близки, только вот Григорий Просветитель, в отличие от Даниила и Иеремии, провел в яме Трдата долгие годы: царь не был так милостив, как Дарий и Седекия.
Среди двух ям, расположенных под нынешней часовней, яма Григория — самая глубокая: 6 метров в глубину и 4,4 метра в ширину. Доступ к ней осуществляется через два незаметных отверстия. В самой яме находится небольшая камера и лестница, ведущая в небольшое помещение. Рядом с алтарем в подземелье находится главная комната с винтовой лестницей, спускающейся в тюремную камеру Григория Просветителя. Спуск в колодец достигает глубины 60 метров.
Спускаться в яму в некоторой степени опасно даже сейчас: крутой спуск требует правильной обуви и сноровки, а также отсутствия клаустрофобии. Кроме того, в летние месяцы в колодце становится очень влажно — это затрудняет дыхание, и свечи не рекомендуется брать с собой из-за сильной жары. Можно лишь попытаться представить, насколько ужасно было сидеть в этой шахте, тем более — сидеть 13 лет.
Значение Хор Вирапа как монастыря и места паломничества, очевидно, исторически обусловлено. В 642 году Нерсес III Строитель возвел на месте часовню в честь святого Григория, выполненную из белого известняка. Со временем часовня разрушилась, а монастырь пришел в упадок: в 1662 году вокруг первоначальных руин, включая монастырь, трапезную и монашеские кельи, была построена более крупная часовня «Сурб Аствацацин». Сегодня в этой церкви регулярно проводятся церковные службы, а Хор Вирап — одно из самых посещаемых мест паломничества в Армении.
Источник:
Обложка: medituria.ru