Далекий космос в работах Рубена Гевондяна
Рубен Саркисович Гевондян — советский и армянский художник-станковист. Автор работ «Литейщики», «Перспектива», «Астрофизики», «Эксперимент», «Полет». Гевондян оформлял спектакли в качестве сценографа, в том числе, «Мы, они и другие» в Ереванском драматическом театре и «Иоланту» в Театре оперы и балета имени Спендиарова. Московскому зрителю Гевондян более всего знаком живописными работами на тему космоса. Рубен Саркисович был влюблен в космос: многие его работы посвящены Бюраканской обсерватории, полетам на другие планеты. Направление космизма в живописи и кинематографе начало развиваться в начале XX века, но с новой силой зазвучало уже в героике соцреализма после первого полета Юрия Гагарина. Рассказываем о светлом космическом будущем в работах Рубена Гевондяна.
В 1957 году Советский Союз запустил на орбиту искусственный спутник Земли, в 1961 году — человека. Казалось, мечта покорить бесконечные просторы Вселенной вот-вот станет явью. Космическая тема захватила все сферы жизни советского человека: печатались агитационные плакаты, снимались фильмы, выпускались почтовые марки, детские игрушки, бытовая техника. Конечно, событие нашло отражение и в творчестве художников.
Работы Рубена Гевондяна 60-х годов являются своеобразным памятником эпохи освоения космоса. На картине «Бюракан» запечатлен вид на селение Бюракан, близ которого в 1948 году была основана Бюраканская обсерватория. Художник хотел подчеркнуть соседство древности — в Бюракане есть руины старинной крепости, — и современности, устремленной в космическое будущее.
К древности Гевондян обращался во многих других своих произведениях: одна из масштабных работ Рубена Гевондяна — картина с изображением города Ани. С точностью хирурга Рубен Саркисович выписывал детали средневековой столицы Армении. Создавая образ Ани, Гевондян пользовался исследованиями и подробной картографией армянский и российских архитекторов, которые изучали памятники города тысячи церквей около 100 лет назад.
На рубеже 1960–1970-х Гевондян начал вводить в жанровые сцены фантастические элементы, напоминающие о западноевропейских сюрреалистах. Так, главный герой «Звездного часа» — намеренно лишенный индивидуальных черт космонавт, окруженный, казалось бы, неуместными цветами и ракушками, — абстрактная единица, идеализированный прообраз человека будущего. Однако здесь проявляется любовь художника к символизму — он изображает символы трех стихий — водной, земной и воздушной. Тем самым Гевондян подчеркивает связь времен: средневековые символы покорились перед человеком на его пути к Космосу.
В очертаниях скафандра проглядывается «Сокол КВ-1», который использовали советские космонавты с «Союза-12» по «Союз-40». Картина «Звездный час» Рубена Гевондяна хранится в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств в Ижевске. Работа была передана в музей из Союза художников СССР в 1985 году. В 2023 году «Звездный час» Гевондяна открывал выставку «Закат в сто сорок солнц» о космических мечтаниях и разочарованиях в доме культуры «ГЭС-2».
Работа Гевондяна «Астрофизики» напоминает фресковые произведения мастера. В творчестве станковистов часто замечаем подобный феномен — их живописные работы даже небольших форматов всегда выглядят монументально. На картине изображен супер-телескоп, устремленный в далекий космос, в верхней части полотна изображена спиралевидная галактика. Окружают телескоп астрофизики — молодые люди, юноши и девушки. У девушек в руках изображены перфоленты и фотопластинки — единственно возможные носители научной информации, которые часто упоминают в фантастических романах.
Рубен Гевондян оставил обширное художественное наследие: мы знаем о его работах не только на космическую тематику. Однако именно в его «одиссеях» столь полно и достоверно нашли отражение дух и эпохи и мировоззрение человека эпохи космических открытий.