Как Егише Татевосян открыл происхождение Василия Поленова «от цапли»
Дружба армянского художника Егише Татевосяна и русского художника Василия Поленова очень много ценного дала как искусству, так и искусствоведам. Так, например, Егише Татевосян старался хранить все письма, полученные им от Поленова, и тщательно записывал всё, что говорит и делает его учитель (Татевосян учился у Поленова в Московском училище живописи ваяния и зодчества). Мемуары Татевосяна позволяют исследователям и биографам делать ценные открытия — о характере, условиях быта и окружении «мастера эмоционального пейзажа».
Долго, например, бытовало мнение, что Василий Дмитриевич Поленов был человеком весьма скучным. Да, талантливым педагогом, гениальным живописцем, «мастером света и воздуха». Да, реалистичные пейзажи художника и его историческая живопись прекрасны, наполнены духом и смыслом, но при всех художественных достоинствах могут восприниматься слишком прозаично.
В его работах, в отличие от картин большинства его коллег по цеху, ни капли иронии. (Суриков, например. Или Кустодиев.) «Московский дворик» — жизненно и символично. «Заросший пруд» — символично. «Христос и Грешница» — реалистично и патетично. Но чтобы весело или экспрессивно — нет.
Действительно, Поленов был настолько серьёзным и академичным человеком и настолько желал до всего докопаться самостоятельно, что даже написал своё Евангелие. Оно было насквозь пронизано материализмом начала XX века и называлось «Иисус из Галилеи». Рукопись никогда не была опубликована и хранится в Бехове, в доме-музее художника.
Однако самоирония у живописца всё-таки присутствовала. И немалая. В этом нас убеждают как раз-таки мемуары Егише Татевосяна.
При чтении книги «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове» становится понятна особенность Василия Дмитриевича. То, насколько он был близок абсурдизму и шутил «академично», с научным уклоном. Так, например, Татевосян пишет, что Поленов считал, что происходит не от обезьяны, а от цапли. Поленов и Татевосян переписывались, и однажды мастер написал ученику о своей болезни: «На днях у меня опять было 40°, но чувствовал себя отлично, из чего заключаю, что происхожу не от обезьяны, как большинство человечества, а от птицы, так как птицы чувствуют себя хорошо, когда у них 40°. Это тем более правдоподобно, что Репин уверен, что он произошёл от лягушки. Но является вопрос, от какой птицы? Так как попугай говорит, то значит, он ближе находится к человеку, а так как я не особенно говорлив, да притом люблю воду, то в моём происхождении, вероятно, участвовала и цапля. Вот до чего доводят научные соображения».
В том, как художники шутят, — секрет их харизмы, ведь не что иное, как юмор и умение иронизировать выдают в человеке лишенную тщеславия личность, способную критично оценивать самого себя.
Кажется занятным, что Поленов иронизировал над своим происхождением «от цапли» и происхождением Репина «от лягушки», а узнали мы это из воспоминаний армянского художника Егише Татевосяна.
По материалам каталога к выставке «Василий Поленов». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2019 год.
Обложка: Ярмарка Мастеров