Редакция

Кому режиссёр Артур Аристакисян жарил картошку во ВГИКе и почему он больше не снимает кино

Редакция
Кому режиссёр Артур Аристакисян жарил картошку во ВГИКе и почему он больше не снимает кино

Сейчас в Москве в Центре Вознесенского проходит выставка «Фотоувеличение» армянского режиссёра из Молдавии Артура Аристакисяна, о котором почти ничего неизвестно из-за практикуемой им нелюдимости. Прежде чем на страницах сайта появится рецензия на выставку, Армянский музей Москвы выяснил кое-что о режиссёре, родившемся в 1961 году.

Нарезка из кадров фильмов Артура Аристакисяна. Коллаж: childhoodresearch

Нарезка из кадров фильмов Артура Аристакисяна. Коллаж: childhoodresearch

Пять эпизодов из жизни Артура Аристакисяна

1.В свою абсолютную гениальность режиссёр заставил поверить уже в бытность студентом ВГИКа — с 1988-го по 1993-й он учился на факультете документалистики в мастерской оператора Александра Кочеткова. Легенды о необычности Артура будоражили умы новых студентов даже после окончания режиссёром вуза. Игорь Садчиков, на тот момент проректор ВГИКа, вспоминал, что эксцентричному молодому человеку позволяли всё: ночевать прямо в аудиториях и жарить там картошку. Кинематографист приехал из Кишинёва и наотрез отказался жить в общежитии.

2. Артур Аристакисян стал популярен на Западе благодаря причудливости и драйву. Его фильмы — про кишинёвское «дно» и асоциальных людей занимали призы на европейских фестивалях. Для обретения культового статуса менестреля святой нищеты Аристакисяну хватило двух полнометражных фильмов, выпущенных с почти десятилетним перерывом, — это «Ладони» (1993) и «Место на Земле» (2001).

Кадр из фильма «Ладони». Скриншот: YouTube.com

Кадр из фильма «Ладони». Скриншот: YouTube.com

3. «Ладони» Аристакисян снимал среди кишинёвских бездомных в течение пяти лет, практически сжившись со своими героями, похожими на персонажей пьесы Горького «На дне». Действие «Места на Земле» помещено в коммуну современных хиппи. Эти фильмы объездили весь свет и сейчас то и дело встречаются в репертуарах синематек.

4. О совместной работе с Аристакисяном мечтал Карлос Рейгадас, который собирался продюсировать мексиканский фильм Артура на опасную тему торговли детьми. Проект не был осуществлён. Позднее Артур вдохновился жизнью индийской девочки с двумя лицами на одной голове и подавал заявку на реализацию малобюджетный документальной картины. Но и этот фильм не был снят. Он — режиссёр и человек, которому очень подходит определение «трудный». В редких интервью Аристакисян декларирует сознательный отказ от тиражирования фестивального формата. Впрочем, и сомнительной репутации затворника Аристакисян сторонится: преподаёт режиссуру в Московской школе нового кино.

5. Интервью Аристакисян не даёт в последнее время. А если и даёт, то очень избирательно. Издание, с представителем которого согласился пообщаться режиссёр, — журнал «Искусство кино». Он говорил: «Идей — полно, но они меня не устраивают, потому что все они закончатся интересным фестивальным кино, но не более того. Хочется писать какие-то иконы».

Источник: Еsquire

Обложка: Еsquire

Кому режиссёр Артур Аристакисян жарил картошку во ВГИКе и почему он больше не снимает кино