Редакция

Преподобный Иоанн Молчальник: епископ-армянин, прорастивший из камня смокву

Редакция
Преподобный Иоанн Молчальник: епископ-армянин, прорастивший из камня смокву

Иоанн Молчальник — святой V века, родившийся в Армении. Об этом святом сохранилось много свидетельств — самая полная агиография на русском языке написана православным писателем святителем Димитрием Ростовским. Называется она «Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника». Сведения из этой книги и составляют наш рассказ.


silent

На иконах Иоанн Молчальник изображается безмолвным — это понятно по тому, что его палец прижат к губам. Это знак его обета, символ того, что его уста заперты для мирских и суетных речей. Источник: icons.ru

«Родители Иоанна были благоверные христиане, и по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воеводой и имел большую власть у царя, так как пользовался его полным благоволением: сыном столь славного отца был блаженный Иоанн. Сие сказано не для того, чтобы прославлять и похвалять Иоанна за знатность (ибо святые прославляются за добродетели, а не за знатность), но дабы известно было, от какой славы и до какого смирения дошел сей угодник Божий», — пишет о преподобном Иоанне Молчальнике святитель Димитрий Ростовский в житии, посвящённом этому святому. 

Что мы знаем о земной жизни Иоанна Мол­чаль­ника — святого, родившегося око­ло 454 го­да в го­ро­де Ни­ко­по­ле Ар­мян­ском? Данные, оставленные нам агиографами, довольно сухие: рос Иоанн в знатной се­мье во­е­на­чаль­ни­ка Ен­кра­тия и су­пру­ги его Ев­фи­мии. Маль­чик ра­но на­чал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всем серд­цем, как сказано в его официальном житии, «по­лю­бил уеди­не­ние и мо­лит­ву».

Никополь — древний римский город в Малой Армении на границе Понта, на берегу реки Лик (ныне — Келькит), притоке Ириса (Ешильырмака). Он был основан в 63 году до н. э. командующим римскими войсками в Азии Помпеем в память его первой победы над Митридатом VI в 66 году до н. э. в ходе Третьей Митридатовой войны (74–63 годы до н. э.). Развалины находятся рядом с турецким городом Сушехри (Эндирьяс) в иле Сивас. Относился к римской провинции Армения, а затем стал Первой Арменией. Малая Армения (арм.Փոքր Հայք, греч. Αρμενία Μικρα, лат. Armenia Minor) — историческая область в верховьях Евфрата, Лика (ныне — Келькит) и Галиса.

Историческая карта региона Никополя Армянского. Год издания 1865. Автор Karl Spruner von Merz (1803–1892). Источник: palomnik.org

Историческая карта региона Никополя Армянского. Год издания 1865. Автор Karl Spruner von Merz (1803–1892). Источник: palomnik.org

Житие Молчальника (или Затворника, как его ещё называют), благообразно — написано по канону. Когда родители умерли, он продал имение, до­став­шееся ему в наследство. На вырученные деньги Иоанн, тогда ещё юно­ша, по­стро­ил цер­ковь и освятил её в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Когда Иоанну исполнилось 18 лет, он начал жить при церкви вме­сте с де­ся­тью ино­ка­ми. Так же, как и монашествующие, юноша проводил дни в строгом по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии — выполнение этих правил казалось ему единственно возможным образом жизни. 

Ещё через десять лет мит­ро­по­лит Се­ва­стий­ский ру­ко­по­ло­жил 28-лет­не­го Иоан­на в епи­ско­пы Ко­ло­ний­ской церк­ви. Став архиереем, святой продолжил жить строго и оставался аскетом. Под вли­я­ни­ем свя­ти­те­ля жи­ли по-хри­сти­ан­ски и его близ­кие — брат Пер­га­мий и пле­мян­ник Фе­о­дор, все они были вельможами при дворе византийских им­пе­ра­то­ров.


«Так, он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда-либо нагим: он помнил наготу Адамову», — пишет о святом Димитрий Ростовский.


На де­ся­том го­ду епи­скоп­ства Иоан­на правителем Ар­ме­нии стал Па­зи­ник (Пасиник, согласно Димитрию Ростовскому — Прим.ред.). По иронии судьбы, сестра преподобного Мария была замужем за Пазиником. Пра­ви­тель оказался деспотичным человеком, вмешивался не только в государственные дела, но захотел взять под контроль все ду­хов­ные вопросы Армянской церкви того времени. Когда на­ча­лись серьёзные разногласия, Иоанн от­пра­вил­ся в Констан­ти­но­поль и че­рез ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия попро­сил им­пе­ра­то­ра Зе­но­на за­щи­тить Ар­мян­скую цер­ковь от гру­бых по­ся­га­тельств. Так и случилось, но сам Иоанн уже был надломлен.

Житийный писатель, архиерей Димитрий Ростовский и сам причислен к лику святых РПЦ. Он является автором «Четьи-Минеи», книги «Житий святых». Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных …

Житийный писатель, архиерей Димитрий Ростовский и сам причислен к лику святых РПЦ. Он является автором «Четьи-Минеи», книги «Житий святых». Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных святых, 571 — общеправославных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Иллюстрация: pinterest.se

Духовный кризис 

Придворная суета и мирская жизнь ввергли Иоанна в уныние. «Видя мятеж мира сего, блаженный Иоанн замыслил оставить епископство и, удалившись во святой град Иерусалим, в безмолвии трудиться для Бога. Совершив божественную службу, он отпустил бывших с ним пресвитеров и клириков, а сам, тайно от всех, удалился на берег моря, сел на корабль и отплыл в святой град Иерусалим. Придя в первую больницу святого города, при которой был молитвенный дом во имя святого великомученика Георгия, он пребывал здесь некоторое время, под видом нищего», — пишет Димитрий Ростовский. 

Оказавшись в Иерусалиме, Иоанн сле­за­ми мо­лил Бо­га указать ме­сто, где ему жить и где спа­саться. В небе появилась яр­кая звез­да, ко­то­рая и при­ве­ла Иоан­на в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы. 

При поступлении в монастырь преподобный скрыл своё епископство, и его приняли про­стым по­слуш­ни­ком. По по­ру­че­нию свя­то­го игу­ме­на Сав­вы, епископ Иоанн несколько лет вы­пол­нял са­мые тя­же­лые ра­бо­ты на стро­и­тель­стве стран­но­при­им­но­го до­ма и мо­на­сты­ря для начинающих мо­на­хов. Он варил послушникам пищу, носил им воду, подавал камни строителям и принимал участие во всех работах, производившихся в здании.

Ви­дя сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Иоан­на, свя­той Сав­ва счел его до­стой­ным ру­ко­по­ло­же­ния во пре­сви­те­ра. Вот тогда-то свя­ти­те­лю при­шлось от­крыть тай­ну своего епископства пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му Илии. Илий выслушал его и благословил при­нять обет мол­ча­ния — не рассказывать никому свою тайну.

Чтобы избежать праздных разговоров и оставаться наедине с Богом, преподобный Иоанн уходит в затвор — ни­ко­го не при­ни­мает у себя в келии и не вы­хо­дит да­же в цер­ковь.

Затворничества ему мало. Он же­лает еще боль­ше­го уеди­не­ния и су­гу­бо­го воз­дер­жа­ния, поэтому по­ки­дает Лав­ру и уда­ляется в пу­сты­ню. Вдали от людей он проводит полных девять лет, пи­та­ясь одними только трава­ми. Здесь он пе­ре­живает опу­сто­ши­тель­ный на­бег са­ра­ци­нов и не по­гибает толь­ко по­то­му, что ему на защиту прибегает сви­ре­пый лев, при ви­де ко­то­ро­го вра­ги, хо­тев­шие убить пре­по­доб­но­го, в стра­хе разбегаются. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о мно­гих чу­де­сах, яв­лен­ных по мо­лит­ве свя­того Иоан­на во вре­мя его жиз­ни в пу­сты­не.

Гравюра. Источник: twitter.com

Ко­гда свя­той игу­мен Сав­ва, на­дол­го ухо­див­ший в Ски­фо­поль, вер­нул­ся, он уго­во­рил пре­по­доб­но­го Иоан­на оста­вить пу­сты­ню и вновь по­се­лить­ся в оби­те­ли. По­сле это­го, как об этом говорит Димитрий Ростовский в житии, «Гос­подь чу­дес­ным обра­зом от­крыл всем на­сель­ни­кам Лав­ры, что Иоанн — епи­скоп».

Ко­гда пре­по­доб­но­му Иоан­ну бы­ло семь­де­сят лет, скон­чал­ся игу­мен Сав­ва. Свя­ти­тель глу­бо­ко скор­бел об усоп­шем. Свя­той Сав­ва явил­ся ему в ви­де­нии и, уте­шив, пред­ска­зал, что Иоан­ну пред­сто­ит мно­го потрудить­ся в борь­бе с ере­сью. И, дей­стви­тель­но, Иоанн дол­жен был по­ки­нуть свою кел­ью, что­бы укре­пить бра­тию в борь­бе с ере­сью ори­ге­ни­тов, чьим духовным лидером был Ориген — философ, придерживающийся эллинистических взглядов на христианство.


Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник про­вел в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го 66 лет. Не­устан­ным ино­че­ским по­дви­гом, не­усып­ной мо­лит­вой, сми­рен­но­муд­ри­ем стя­жал Иоанн бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха: по его мо­лит­ве со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са; тай­ные мыс­ли лю­дей бы­ли для свя­ти­те­ля яв­ны­ми; он ис­це­лял боль­ных и бес­но­ва­тых; еще при жиз­ни сво­ей спа­сал от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли при­зы­вав­ших его имя; из семе­ни смо­ков­ни­цы, бро­шен­но­го свя­ти­те­лем в сухую поч­ву, про­из­рос­ло пре­крас­ное де­ре­во и при­нес­ло пло­ды.

— Слушайте меня, чада: если, по благодати Божией, семя это даст ростки на сем твёрдом камне, пустит ветви, и принесет плод, то знайте, что Бог дарует мне место упокоения в Царствии Небесном.

Источник: photosight.ru

Источник: photosight.ru

«Сказав сие, он посадил семя на камне близ келлии своей. Бог же, по изволению Коего процвел сухой жезл Аарона, дал влагу твёрдому камню, и семени смоковному — произрастение, дабы показать, какую имеет у Него благодать верный раб Его. Из земли выросла смоковница и, понемногу поднимаясь, достигла даже до кровли келлии, потом и всю келлию покрыла ветвями своими, и со временем принесла плод — три смоквы. Сняв их, старец со слезами благодарил Бога, облобызал и вкусил их с учениками. По вкушении смокв тех, начал он приготовляться к кончине, уже будучи в глубокой старости».


Прожил пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник 104 года. 

При оформлении обложки использована икона «Иоанн Богослов в молчании» из собрания Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Обращаем внимание читателей, что святой Иоанн Молчальник и апостол Иоанн Богослов — разные исторические личности, хоть и изображались оба молчащими, с пальцем прижатым к губам.

 

Преподобный Иоанн Молчальник: епископ-армянин, прорастивший из камня смокву