Преподобный Иоанн Молчальник: епископ-армянин, прорастивший из камня смокву
Иоанн Молчальник — святой V века, родившийся в Армении. Об этом святом сохранилось много свидетельств — самая полная агиография на русском языке написана православным писателем святителем Димитрием Ростовским. Называется она «Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника». Сведения из этой книги и составляют наш рассказ.
На иконах Иоанн Молчальник изображается безмолвным — это понятно по тому, что его палец прижат к губам. Это знак его обета, символ того, что его уста заперты для мирских и суетных речей. Источник: icons.ru
«Родители Иоанна были благоверные христиане, и по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воеводой и имел большую власть у царя, так как пользовался его полным благоволением: сыном столь славного отца был блаженный Иоанн. Сие сказано не для того, чтобы прославлять и похвалять Иоанна за знатность (ибо святые прославляются за добродетели, а не за знатность), но дабы известно было, от какой славы и до какого смирения дошел сей угодник Божий», — пишет о преподобном Иоанне Молчальнике святитель Димитрий Ростовский в житии, посвящённом этому святому.
Что мы знаем о земной жизни Иоанна Молчальника — святого, родившегося около 454 года в городе Никополе Армянском? Данные, оставленные нам агиографами, довольно сухие: рос Иоанн в знатной семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем, как сказано в его официальном житии, «полюбил уединение и молитву».
Никополь — древний римский город в Малой Армении на границе Понта, на берегу реки Лик (ныне — Келькит), притоке Ириса (Ешильырмака). Он был основан в 63 году до н. э. командующим римскими войсками в Азии Помпеем в память его первой победы над Митридатом VI в 66 году до н. э. в ходе Третьей Митридатовой войны (74–63 годы до н. э.). Развалины находятся рядом с турецким городом Сушехри (Эндирьяс) в иле Сивас. Относился к римской провинции Армения, а затем стал Первой Арменией. Малая Армения (арм.Փոքր Հայք, греч. Αρμενία Μικρα, лат. Armenia Minor) — историческая область в верховьях Евфрата, Лика (ныне — Келькит) и Галиса.
Житие Молчальника (или Затворника, как его ещё называют), благообразно — написано по канону. Когда родители умерли, он продал имение, доставшееся ему в наследство. На вырученные деньги Иоанн, тогда ещё юноша, построил церковь и освятил её в честь Пресвятой Богородицы. Когда Иоанну исполнилось 18 лет, он начал жить при церкви вместе с десятью иноками. Так же, как и монашествующие, юноша проводил дни в строгом посте, молитве и воздержании — выполнение этих правил казалось ему единственно возможным образом жизни.
Ещё через десять лет митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископы Колонийской церкви. Став архиереем, святой продолжил жить строго и оставался аскетом. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие — брат Пергамий и племянник Феодор, все они были вельможами при дворе византийских императоров.
«Так, он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда-либо нагим: он помнил наготу Адамову», — пишет о святом Димитрий Ростовский.
На десятом году епископства Иоанна правителем Армении стал Пазиник (Пасиник, согласно Димитрию Ростовскому — Прим.ред.). По иронии судьбы, сестра преподобного Мария была замужем за Пазиником. Правитель оказался деспотичным человеком, вмешивался не только в государственные дела, но захотел взять под контроль все духовные вопросы Армянской церкви того времени. Когда начались серьёзные разногласия, Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия попросил императора Зенона защитить Армянскую церковь от грубых посягательств. Так и случилось, но сам Иоанн уже был надломлен.
Духовный кризис
Придворная суета и мирская жизнь ввергли Иоанна в уныние. «Видя мятеж мира сего, блаженный Иоанн замыслил оставить епископство и, удалившись во святой град Иерусалим, в безмолвии трудиться для Бога. Совершив божественную службу, он отпустил бывших с ним пресвитеров и клириков, а сам, тайно от всех, удалился на берег моря, сел на корабль и отплыл в святой град Иерусалим. Придя в первую больницу святого города, при которой был молитвенный дом во имя святого великомученика Георгия, он пребывал здесь некоторое время, под видом нищего», — пишет Димитрий Ростовский.
Оказавшись в Иерусалиме, Иоанн слезами молил Бога указать место, где ему жить и где спасаться. В небе появилась яркая звезда, которая и привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы.
При поступлении в монастырь преподобный скрыл своё епископство, и его приняли простым послушником. По поручению святого игумена Саввы, епископ Иоанн несколько лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для начинающих монахов. Он варил послушникам пищу, носил им воду, подавал камни строителям и принимал участие во всех работах, производившихся в здании.
Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Вот тогда-то святителю пришлось открыть тайну своего епископства патриарху Иерусалимскому Илии. Илий выслушал его и благословил принять обет молчания — не рассказывать никому свою тайну.
Чтобы избежать праздных разговоров и оставаться наедине с Богом, преподобный Иоанн уходит в затвор — никого не принимает у себя в келии и не выходит даже в церковь.
Затворничества ему мало. Он желает еще большего уединения и сугубого воздержания, поэтому покидает Лавру и удаляется в пустыню. Вдали от людей он проводит полных девять лет, питаясь одними только травами. Здесь он переживает опустошительный набег сарацинов и не погибает только потому, что ему на защиту прибегает свирепый лев, при виде которого враги, хотевшие убить преподобного, в страхе разбегаются. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святого Иоанна во время его жизни в пустыне.
Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь, вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого, как об этом говорит Димитрий Ростовский в житии, «Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн — епископ».
Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келью, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов, чьим духовным лидером был Ориген — философ, придерживающийся эллинистических взглядов на христианство.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелял больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.
— Слушайте меня, чада: если, по благодати Божией, семя это даст ростки на сем твёрдом камне, пустит ветви, и принесет плод, то знайте, что Бог дарует мне место упокоения в Царствии Небесном.
«Сказав сие, он посадил семя на камне близ келлии своей. Бог же, по изволению Коего процвел сухой жезл Аарона, дал влагу твёрдому камню, и семени смоковному — произрастение, дабы показать, какую имеет у Него благодать верный раб Его. Из земли выросла смоковница и, понемногу поднимаясь, достигла даже до кровли келлии, потом и всю келлию покрыла ветвями своими, и со временем принесла плод — три смоквы. Сняв их, старец со слезами благодарил Бога, облобызал и вкусил их с учениками. По вкушении смокв тех, начал он приготовляться к кончине, уже будучи в глубокой старости».
Прожил преподобный Иоанн Молчальник 104 года.
При оформлении обложки использована икона «Иоанн Богослов в молчании» из собрания Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Обращаем внимание читателей, что святой Иоанн Молчальник и апостол Иоанн Богослов — разные исторические личности, хоть и изображались оба молчащими, с пальцем прижатым к губам.