История дружбы Ивана Айвазовского и Александра Спендиарова: как художник помог молодому композитору жениться
Всю жизнь Иван Айвазовский сохранял горячую любовь к музыке и гордился дружбой с армянскими, русскими и западноевропейскими композиторами. В разные годы он подружился с Антоном Рубинштейном, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Ференцем Листом, Джузеппе Верди… А с молодым композитором Александром Спендиаровым и вовсе совместно выступал в кругу приятелей. Кроме того, Айвазовский, который долгие годы дружил с семьей композитора, был гостем сперва на свадьбе родителей Александра Афанасьевича, а затем, уже спустя годы, ходатайствовал в пользу женитьбы самого музыканта. Публикуем фрагмент из книги Минаса Саргсяна «Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский», в которой была рассказана эта история.
В том же году [1862 — прим. ред.] Айвазовский участвовал в свадебном торжестве Афанасия Спендиарова, у которого впоследствии родился сын Александр, ставший выдающимся армянским композитором. Свадьба проходила в городе Судак, куда и отправился художник.
К слову, это было не исключительным событием в жизни великого художника: он часто участвовал в народных празднествах. В родной Феодосии и окружавших ее селах без Айвазовского свадеб практически не бывало. На многих — он брал на себя обязанности крестного, часто дарил приданое, одежду, драгоценные украшения или деньги выходящим замуж бедным девушкам.
Зачастую на свадьбах великий маринист экспромтом сочинял стихи по мотивам какой-либо народной песни Крыма, произносил тосты, пел или играл на скрипке, веселя всех. Сохранилось одно из такого рода фольклорных произведений Айвазовского в русском переводе, в котором воспевается молодая невеста и ее красота:
Глаза твои сини, как терны,
Как пьявка, черны твои брови,
Как день твои волосы белы,
А лоб твой блестит, как звезда
Ты стройная, словно пальма,
Ты нежная, как ягненок,
Твой голос звенит, как свирель. <…>
Возвратившись домой, художник всё лето и сентябрь [1889 года — прим. ред.] провел в Феодосии, в своем поместье. Здесь он получил письмо от восемнадцатилетнего Александра Спендиарова, впоследствии выдающегося композитора. Юноша сообщал, что отец намерен построить в Ялте концертный зал.
Проживавшие в Судаке Спендиаровы были знакомы с Айвазовским давно, еще с тех времен, когда художник присутствовал на свадьбе родителей будущего композитора. Маринист обратил внимание на Александра, заметив в нем способности к художественным занятиям, когда тот был совсем еще ребенком.
Спустя годы композитор вспоминал: «Едва ли не с трехлетнего возраста я стал выделывать из бумаги, без всяких инструментов, разных животных и птиц, и помню, что когда мне было лет шесть, моими изделиями из бумаги очень заинтересовался посетивший нас в Симферополе художник И.К. Айвазовский, взявший с собой несколько экземпляров моих бумажных животных и птиц для демонстрирования их в Академии художеств». Впоследствии дочь композитора Марина Спендиарова писала об Айвазовском: «Плененный талантом терпеливого ребенка, упорно нащупывающего форму, он стал настойчиво советовать Наталье Карповне <матери Александра> обучать сына скульптуре».
Благодаря тесным взаимоотношениям семей и возникла мысль о совместной постройке концертного зала. Художник предполагал, что этот зал одновременно мог бы стать и картинной галереей. 18 октября 1889 года он написал Афанасию Спендиарову, отцу будущего композитора: «Из письма Александра Афанасьевича я вижу, что, в принципе, Вы не против постройки залы, поэтому я еще раз высказываю свое мнение: если я спешу, то, во-первых, потому, что время много значит в мои лета. <…> Залой этой я бы воспользовался, пока я жив и тружусь, затем была бы очень кстати Александру Афанасьевичу как концертная зала».
По предварительным подсчетам, для постройки зала необходимо было затратить семь тысяч рублей. Айвазовский предлагал: «Я охотно ежегодно готов платить по 500 руб. за сезон и, кроме того, написать для этой залы картину громадную, стоимостью от 4 до 5 тысяч, и картина Ваша, но должна оставаться в этой зале».
Увы, совместное строительство концертного зала не осуществилось. Но тесная дружба семей продолжилась и впоследствии имела важное значение в жизни Александра Спендиарова.
После Рождественских праздников 1890 года Айвазовский возобновил творческую работу. Он планировал отправиться в Париж и там организовать выставку. С этой целью художник работал все дни напролет, создавая картины, которые, по его мнению, должны были бы понравиться французам. В письме от 6 января А.С. Суворину, редактору газеты «Новое время», Иван Константинович сообщал: «Я написал 7 картин капитальных для моей парижской выставки, таким образом вместе с прошлогодними, никогда еще не выставленными, будет 24 картины». И в следующем письме: «Самая большая в 7 1/2 аршина длины «Последняя минута на океане», которая — лучшая моя буря. <…>
В январе-феврале 1900 года Айвазовский продолжал напряженно трудиться. Для своего появления перед столичной общественностью он писал новые марины и большие тематические сюжетные картины. В то же время в Феодосии художник оказывал помощь армянской общине, своим соотечественникам, а также покровительствовал деятелям культуры.
Четырнадцатого января в Симферополе освятили картину мастера «Святая Богородица», подаренную им армянской церкви. 2 февраля в родном городе в армянской церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила освятили картину «Хождение Христа по водам», подаренную Айвазовским этому храму. Ранее полотно демонстрировалось на выставке художника в 1897 году в Москве и в Риге, а затем — в его картинной галерее. Во время освящения картины «церковь была полна публикой, даже места не было наверху и в притворе, так много было народа».
Иван Константинович проявил участие и в женитьбе молодого музыканта Александра Спендиарова, который влюбился в жену рано умершего брата внучатой племянницы художника, также пожелавшей выйти замуж за Александра. А.А. Спендиаров, все его друзья и родные просили Ивана Константиновича обратиться к Католикосу всех армян Хримяну Айрику, чтобы тот дал разрешение на эту женитьбу. Из документов, сохранившихся в архиве Католикоса в Эчмиадзине, видно, что художник ходатайствовал в пользу этой женитьбы, и дело увенчалось успехом. Годы спустя, когда мариниста уже не было в живых, Спендиаров сочинил симфонию «Крымские эскизы», посвятив ее памяти Айвазовского.
Источник: Саргсян М. Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский, 2010