Армянские ковры нуждаются в серьезной научной атрибуции
16 января в экспозиционном зале ереванской гостиницы «Шелковый путь» открылась выставка армянских ковров Хндзореска. Все 14 ковров датированы концом XVIII – началом XIX века и являются собственностью коллекции Левона Тер-Петросяна. Здесь же, но только этажом выше, находится реставрационная мастерская, где проводятся работы по «оживлению» древних армянских артефактов.
Несколько слов о яблочном Хндзореске
Этот пещерный городок, раскинувшийся на склоне горного ущелья, расположен неподалеку от Гориса [восточная часть Сюникской области в Армении, граничащая с Арцахом и с Азербайджаном. — Прим. авт.]. В переводе с армянского название этого поселения означает «Яблочный». На старом кладбище в изножье Хндзореска в 1730 году был похоронен один из армянских верховных главнокомандующих Мхитар Спарапет, избавивший жителей от турецких захватчиков.
Хндзореск знаменит своими коврами. Что ни ковер, то бездна символов. В основном, они имеют религиозную окраску — крест и крестообразные знаки, включая свастику и многолучевые звезды. На коврах часто встречаются драконы и другие мифические существа. При этом цветовая организация ковров яркая, но на редкость гармоничная. Интересно то, как «оркестрировали» цвет на вытканных коврах: использовались не просто чистые краски, а складывались продуманно сложные колористические арабески, не нарушающие стилевое и композиционное равновесие. В основе композиций всех карпетов должна быть симметрия — этот принцип соблюдался неукоснительно.
Армянские ковровые изделия, и, в частности, карабахские ковры, стелились на пол и размещались на стены. Использовались они и как завесы в храмах — их применяли во время богослужений и для оформления алтарей. Причем, если это был ковер с сакральными знаками, призванными защитить семью и даровать ей спокойствие и успех, то такие ковры ни в коем случае нельзя было стелить на пол или же на стол. Это считалось святотатством и подвергалось открытому осуждению. Такие ковры вешали на стенах дома, причем выбирали не любую стену, а ту, которая отмечалась как главная: на ней в древности принято было вешать оружие, а позже — портреты и фотографии предков.
Словом, пред очами посетителей выставки развернулось мощное и энергичное зрелище, где каждый экспонат в своем многообразии представлял комплекс черт, характерных серьезной живописи, — цвет, композицию, идею, чувство.
На выставке ковров Хндзореска присутствовали и эксперты. Специалисты по старинным коврам открыли посетителям новые и неожиданные подробности из истории вывешенных во всем своем великолепии карпетов.
Этнограф Ашхундж Погосян: «Нет ни одного армянского ковра, который не заключал бы в себе конкретную идею и смысл»
Первый вопрос я адресовала этнографу и ковроведу, кандидату исторических наук, представителю Экспериментального центра сохранения культурных ценностей Армении Ашхунджу Погосяну.
— Не так давно прошла презентация вашей книги «Культура арцахского ковроделия», изданной в Германии на английском языке. Большое внимание в этом труде уделено армянским вишапагоргам — «драконьим» коврам.
— Есть ковры сугубо арцахского происхождения. К ним относятся древнейшие арцахские вишапагорги, которые появились еще в XV веке. Во время раскопок на территории Армении были найдены уникальные фрагменты старинных ковров — на некоторых были вытканы эти самые вишапагорги. Это и есть ковры со стилизованными изображениями драконов. Эти существа чаще всего появляются на коврах из Хндзореска, которые так и называются — «вишапагоры». На «ковре дракона» представлены силы добра и зла (в христианской мифологии дракон представлен также двояко). Можно увидеть, как на ковре выстроены по кругу восемь драконов, а в центре размещена свастика — символ Солнца. Борьбе этой суждено закончиться победой добра над злом, доказательством чему служат орнаменты, воплощающие продолжение жизни. Впрочем, в армянской дохристианской вере вообще не было понятия абсолютного зла. Вишап [змей. — перевод с армянского. — Прим. ред.] воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Можно предположить, что основной культовой целью вишапагорга была защита дома и отпугивание злых сил. Позже «драконьи ковры» сменились паласами [двусторонними безворсовыми коврами. — Прим. авт.] с цветочным узором, причем некоторые достигали 6 или даже 8 метров в длину. Распространенными узорами были изображения растений и животных, образы которых ткачи видели в окружающей их родной природе. Особенно любимыми стали изображения плодов гранатов, яблок, различных листьев и цветов.
— Какие ещё символы присущи коврам Арцаха, например?
— Нет ни одного армянского ковра, который не заключал бы в себе конкретную идею и смысл, равно как нет ни одного бессмысленного набора орнаментов и символов. Армянским коврам, и, в частности, арцахским, присуща стилизованность орнаментов, представляющих собой ритуально-культовые представления о вечности природы, организующей мировоззрение роли плодородия и так далее. Во всех деревнях существовали школы ковроделия — каждая деревня, каждый район имели свое направление в плане орнаментальной стилистики и тематического смысла. На карабахских коврах до сих пор сохраняется символика с изображением животных и птиц. Орел, к примеру, считается святой птицей и являет собой связь между Богом и человеком. Верблюд — символ богатства. На карпетах часто можно увидеть изображения оленей, косуль, коней, орлов, павлинов, голубей и скорпионов.
— Какая гамма расцветок обычно преобладает в арцахских коврах?
— В Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. Цветовая гамма ковров очень разнообразна, в ней преобладают красный, синий и коричневый. Охотно используются зеленый и желтый, меньше встречаются черный и белый. И каждый цвет имеет свой смысл. Подмечено также, что цветовой ряд ковров больше зависел от той местности, где создавались сами ковры, так как красители получали из местных растений. Так, к примеру, на гадрутских коврах преобладал желтый цвет, на мартунинских — больше цветов яркой окраски.
— Каковы главные отличия армянских ковров от арабо-тюркских?
— Одно из отличий — это изображения животных и людей. Так, на армянских коврах практически не бывает конкретных изображений чего-либо, одни лишь символы. А на исконно исламских коврах изображения деревьев, листьев, цветов и фруктов изображалось в более заниженном, бытовом виде.
И еще: согласно исламским традициям, датирование ковров и размещение надписей считается крайне неприемлемым. На армянских же коврах надписи ткали непосредственно в центральной части или по краям ковра. Это могли быть даты, имя мастера, соткавшего ковер, дарителя или того, кому был подарен ковер. А еще надписи как бы увековечивали особое событие или память о том или ином человеке. Порой ковры запечатлевали строки из молитв или фразы из Евангелия. Есть доказательства, что самый древний ковер с армянской рукописью был выткан в Карабахе.
Вардан Асцатрян: «Если девушка не умела ткать ковер, она рисковала не выйти замуж»
Мой следующий собеседник — Вардан Асцатрян, учредитель Музея ковров в городе Шуши. После недавних событий Второй карабахской войны и сдачи Шуши ему удалось оперативно вывести из шушинского музея 160 старинных армянских ковров, среди которых есть и очень древние экспонаты. Известно, что он коллекционирует ковры с 18 лет и знает все тонкости и детали ковровых изделий.
— Как раньше ткали ковры и что это значило для арцахцев?
— В Арцахе было принято ткать ковровые изделия практически в каждом доме, независимо от возраста и семейного положения. Это было чуть ли не ритуалом. Более того, если девушка не умела ткать ковер, она рисковала не выйти замуж. Ковер должен был быть соткан со знанием дела, с соблюдением известных стилизованных орнаментов, узоров. Тщательно подбиралась пряжа, сопоставлялась ее расцветка.
— Помимо хорошо известных символов на коврах, был и армянский цветущий крест. Чем он отличался от ковровых крестов других конфессий?
— Карабахский крест был именно цветущим. Он являл собой символ благоденствия и процветания. Как символ христианской веры, крест порой включался в орнамент звезды или круга.
— А что вы скажете о свастике, столь часто появляющейся не только на армянских коврах, но и на хачкарах?
— Свастика — один из традиционных армянских символов вечности и возрождения. Издревле она являлась олицетворением света, от чего и произошло ее название — Аревахач, то есть «солнечный крест». Аревахач олицетворяет не только вечное вращение земли и солнца, но и сам космос. Причем вращение «Кр хач» — «кривого» креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, то есть бесконечность, в то время как вращение в левую сторону — смерть-жизнь-смерть.
Кстати, Адольф Гитлер в свое время выбрал четырехконечную свастику как нацистский знак, лучи которой были загнуты в левую сторону. Ее смысл — разрушение и борьба со светлыми силами, в то время как немецкие оккультисты тех лет предпочли противоположный ее вариант — с лучами, загнутыми вправо. Подобная свастика обозначала движение вместе с солнцем и имела откровенно созидательное значение.
— А чем объяснить тот факт, что длина ворса ковра зависела от местности, где был выткан ковер?
— Все верно: чем выше в горах живут ковроделы, тем длиннее ворс, потому что ковер часто служит сохранению домашнего тепла в холодные дни. Немаловажную роль играет здесь и климат. Именно поэтому мы решили открыть Музей ковров в Шуши, где климатические условия оптимальны для хранения ковров. Их можно было бы там хранить тысячелетиями. Но сложившаяся ситуация изменила наши планы…
Благодаря своим уникальным коврам Нагорный Карабах известен во всем мире. Арцахские ковры выставлены в музеях России, Европы, Америки, однако их представляют под общим названием — «кавказские ковры». Рассказывают, что в свое время хорошо работала азербайджанская агентура — люди ходили по деревням и предлагали вместо старинных ковров современные изделия фабричного производства. Затем, заполучив местные армянские ковры, они подвергали их реставрации, а затем преспокойно включали в списки экспонатов азербайджанского декоративно-прикладного искусства. Как оказалось, все это было спланировано на государственном уровне и имело целью присвоить типично армянское наследие.
Не пора ли провести серьезную атрибуцию армянских ковров?
Вардан Асцатрян считает, что пришло время создать научную комиссию, пригласить известных искусствоведов, археологов, этнографов и разработать единую комплексную систему классификации, основанную на тематической составляющей, орнаментальной стилистике и географии, и именно на этой основе развивать современное ковроделие.
Среди 14 армянских ковров, выставленных на стенах «Шелкового пути», были и такие, которым не помешала бы реставрация. Ведь старому ковру можно дать шанс послужить еще некоторое время. Даже самый потертый ковер может стать донором для нового, а выцветшим и деформированным коврам можно вернуть художественную и эстетическую ценность. По словам Вардана Асцатряна, на реставрацию одного ковра может пойти порядка 1500 долларов. Деньги немалые. Но, задайтесь вопросом, стоит ли овчинка выделки? Стоит. Ведь, по сути, в Армении на сегодняшний день нет музеев, специальной комиссии или отдела при Министерстве культуры РА, которые занимались бы вопросами сохранения и распространения культуры армянского ковроткачества. Так что Министерство культуры прежде всего должно заняться своим прямым делом — созданием музея армянского ковра. Это действительно чрезвычайно важно. Тогда и только тогда возможно будет отстоять свое наследие.
Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы.
Фото обложки © Кари Амирханян