Армения в объективе Александра Исакова: «магический реализм» в фотографии

Армения в объективе Александра Исакова: «магический реализм» в фотографии

В 2023 году редакция Армянского музея публиковала проекты фотографа Александра Исакова (IsakovAle). Кинематографичные кадры в духе магического реализма автор сделал в Армении. В нашем новом материале Александр рассказал о проектах, которые удалось осуществить, о сложностях, с которыми приходилось сталкиваться во время съемок, о будущем фотографии и о том, требует ли это ремесло специального образования.

Армения

Я уже был в Армении, около 6-7 лет назад, но как обычный турист. Пил вино, ел мясо и осматривал достопримечательности. На этот раз меня пригласили в Армению поработать над проектом, который в итоге отменили. Я не стал унывать и взял с собой оборудование, чтобы путешествовать и фотографировать все, что мне понравится. Меня увлекла традиция сушки белья на веревках между домами в небольших городах. Если в Ереване одежда развешивается аккуратно на балконах, то за его пределами — разноцветные вещи висят на веревках, протянутых между домами. Много мест, не испорченных современной застройкой. Это интереснее, чем новые здания и новомодные кафе. В Армении фактурные люди, особенно старшее поколение. В общей сложности я пробыл в Армении 6 месяцев, и за это время мне удалось поработать над несколькими проектами.

Отшельник Акоп

В своих работах я стремлюсь показать обычных людей, чтобы каждый зритель мог разглядеть в них самобытную историю. Мне нравится находить культурный код нации, заключенный в лице одного человека. Но искать приходится не в больших городах и известных людях, а в обычных, самых простых, но выразительных персонажах. 

Приведу пример: в 2019 году хотел снять портреты мужиков в деревне Малмыж, а они не хотели фотографироваться. Мы с товарищем смотрели, как они праздновали день рождения коллеги на заводе, стояли у них «над душой», чтобы сделать пару кадров. В итоге самый старший говорит: «Быстрее сфоткают — быстрее свалят». После съемки они спросили: «Слушай, когда пленку проявлять будешь?». Именно эта искренность и простодушие покоряют, люблю и ценю это в людях.

Находясь в Армении, я вспомнил про эту съемку с мужиками. Захотелось снять что-то подобное, найти колоритную историю. В один из дней в Mirzoyan Library познакомился с девушкой-фотографом Еленой, она рассказала о монахе-отшельнике, который живет в Татевской пустыне. Меня зацепила эта история, и я попытался найти информацию. Оказывается, об этом монахе даже сняли документальное кино, но на тот момент релиза фильма не было. В выходной день мы с продюсером Ярославом Мазуркевичем собрались и поехали в Татев, чтобы найти этого монаха. Ехали наугад, не было возможности узнать, там ли он. Заложили на поездку 4 дня.

Приехали и заселились в дом Самвела и его жены Агуник, о которых расскажу позже. Сразу же отправились искать монаха, чтобы познакомиться. Я подумал, если он выбрал отшельнический образ жизни, чтобы меньше общаться с людьми, то странно приходить и тыкать камерой в лицо. Поэтому, в первую очередь, нужно познакомиться и рассказать про съемку и цели. У меня был опыт, когда человек соглашался на съемку, но с условием, что нужно сделать «быстро и прямо сейчас». Поэтому на поиски мы отправились вместе с оборудованием.

Нашли Акопа внутри монастыря довольно скоро. Он согласился на фотосессию, но, как и предполагалось, попросил сделать «быстро и сейчас». Дал 30 минут на реализацию идеи.

Я хотел сделать серию постановочных кадров. Пока выстраивал свет, у него началась церемония. Поэтому я включил беззвучный режим (так снимаю на площадке в кино) и начал фотографировать проводимый им обряд. Репортажная съемка постепенно переросла в постановочную.

Хотел взять у него интервью, чтобы он рассказал о себе, но времени было мало, да и Акоп устал от общения. Узнали только год его рождения и то, что у него есть семья.

Самвел и Агуник

В Татеве мы поселились у Самвела и Агуник, они встретили нас очень тепло. Я предложил Самвелу и его супруге сфотографироваться, и они сразу согласились. Упор в съемке сделал на Самвеле, зацепила выразительная внешность. В процессе он рассказал о детстве, юности, о том, как помогал разбирать завалы после ужасного землетрясения, а также об участии в Афганской войне. Мы листали его дембельский альбом, и он рассказывал о том, что тоже фотографировал в армии и показывал снимки. В один альбом уместилась целая жизнь.

Еще я снял их внучку, мне очень нравится кадр, но он сильно выделяется из серии, потому что сделан на 35-мм пленку. Я снял и историю с альбомом, и совместные портреты. Получилось очень красиво.

Дом

Последний проект, который мы снимали, — проект с домиком. Этот домик, на самом деле, непримечательный, он находится на трассе по пути из Еревана в Татев. Идея возникла давно: девушка обнимает маленький домик, из окон которого сочится теплый свет. Некая интерпретация любви к родине, дому.


Александр сопроводил этот снимок словами: «Тоска по дому. У каждого она своя, и у каждого свой дом. Для кого-то дом — это место возле близких, для кого-то — бесконечное приключение и вечная дорога. Кто-то ощущает это теплое чувство лишь у бабушки с дедушкой в деревне под яблоней Антоновка, а кто-то находит его на другом конце света под палящим солнцем Лос-Анджелеса. Многие находятся в поиске этого спокойствия и умиротворения, в поиске своего и только своего гнездышка. Желаю вам поскорее найти его, вернуть, уберечь и никогда не испытывать чувства тоски!».

О фотографии


Процесс или результат:
Для меня в творчестве важнее всего результат. Может что-то не получаться в процессе съемки с моделью или с человеком, которого снимаю, но мне будет все равно, если результат будет отличным. И наоборот, если будет классное общение, но фотографии или концепция выйдут так себе, то толку никакого от этого общения для меня нет.

Обучение фотографии:

Я, можно сказать, самоучка. Безусловно, фотографии надо учиться, только невозможно научиться ей окончательно. Это вечный процесс. В первую очередь, для фотографа важна насмотренность, потому что иначе невозможно понять, хорошую ли ты сделал фотографию.

Будущее фотографии:

Фотография постоянно развивается. Это самое популярное хобби во всем мире. В свое время фотография сподвигла на эксперименты художников, потому что изображение реальности больше не было таким актуальным. Сейчас фотография попадает в такую же ситуацию как живопись сотню лет назад — появляются новые технологии. Я даже проводил эксперимент: сгенерировал портрет бабушки и отправил на конкурс LensCulture, и снимок дошел до финала. Никто не понял, что это сгенерированный, несуществующий человек. Я сейчас пытаюсь делать зарисовки с помощью искусственного интеллекта. Недавно сделал себе референсы, которые потом использовал во время съемки.

С глобальной точки зрения для искусства такие изменения хороши, но для маленького человечка с фотоаппаратом — непонятно. 

Армения в объективе Александра Исакова: «магический реализм» в фотографии