Иконография Рождества Христова в армянских миниатюрах
Сегодня армяне отмечают Чрагалуйц — так называется вечер накануне Рождества в Армении. Согласно календарю, праздник отмечается 5 января. В это время верующие приходят в храм, чтобы взять рождественский огонь. Фонарики со свечками, которые приносят прихожане из церквей домой, символизируют Вифлеемскую звезду, свет которой указал волхвам дорогу к Младенцу в яслях.
Рождество в Армении празднуется 6 января — на один день раньше, чем в России, и это объясняется тем, что еще до V века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и то же время — в ночь с 5 на 6 января. Но в дальнейшем некоторые Церкви изменили эту традицию, разделив во времени два великих евангельских события. Так были учреждены два отдельных праздника. Однако Армянская Церковь сохранила старинный обычай и отмечает оба праздника в один день.
Наутро, 6 января, армяне посещают рождественскую службу и приступают к Причастию, а после Литургии священники служат молебен Великого освящения воды в память о Крещении Спасителя в реке Иордан. Вода освящается Священным писанием, крестом и миром, после чего прихожане набирают крещенскую воду домой.
Рождество в манускриптах
Иконопись в армянском религиозном искусстве не очень распространена, зато традиция живописи миниатюр развивалась со времени раннего Средневековья.
Иконография Рождества Христова и Крещения разделена и практически не изображается в армянских манускриптах на одном листе. Самые первые рождественские сюжеты восходят к иконографии Подношения волхвов — наиболее ранние образцы встречаются в христианском искусстве еще со II–III веков от РХ в римской катакомбной живописи и пластике саркофагов.
Для такого типа сюжетов характерно изображение Божией Матери на троне с Младенцем и волхвов с дарами. Чаще всего волхвы показаны в динамике так называемого шествия — композиции, характерной еще шумерскому и древнеегипетскому искусству. Однако со временем композиция видоизменялась и усложнялась. Так, например, в миниатюре Поклонение волхвов из «Эчмиадзинского Евангелия» VI–VII века волхвы не выстроились архаично в ряд, а окружают трон слева и справа.
Детали — миниатюра Поклонение волхвов. «Эчмиадзинское Евангелие» VI–VII века. Источник: Pravenc
Все герои на этой миниатюре развернуты лицом к зрителю, за исключением одной фигуры — бородатого волхва, лицо которого миниатюрист изобразил в пол-оборота — как в шумерских и урартийских шествиях. Интересно то, как написан трон, на котором восседает Богородица. Он расположен в нише античного типа. Над головой Девы морская раковина моллюска, что отсылает нас через этот символ к зарождению жизни. Позже раковина станет частью архитектурного алтарного перекрытия в храмах — конхи.
Этот же сюжет Поклонения волхвов обыгрывает и Торос Рослин — знаменитый армянский миниатюрист XIII века из скриптория монастыря Ромкла. При сохранении иконографичеких принципов, эта миниатюра не выглядит плоскостно и отличается от тяготеющих к более архаичным типам живописи «Эчмиадзинского Евангелия». Это объемность фигур, динамичность и органичность поз и свобода их расположения в достаточно сжатом пространстве рукописного листа, куда Торос Рослин включил и Ангела, и Иосифа Обручника, и троих волхвов во фригийских колпачках.
Обращает на себя внимание тонкость прорисовок деталей, яркость красок и золотносность фона — фирменные «знаки» Тороса Рослина. Тщательно прописывал армянский миниатюрист и лица, каждому придавая индивидуальное выражение, — мы видим удивление у Иосифа, священный трепет у волховов, возвышенную одухотворенность у Ангела.
Другой тип рождественских сюжетов охватывает полный цикл событий чудесного появления на свет Младенца. Приведем в качестве примера миниатюру все того же Тороса Рослина из «Малатинского Евангелия» XIII века. По композиции она похожа на византийские иллюминации.
Рослин делит лист Евангелия на три регистра. В среднем — показана пещера и отдыхающая после родов Богородица на красном покрывале. Чуть выше — ясли с Младенцем, в которые заглядывают бычок и ослик, упоминаемые в священных текстах. Из верхнего региста — с небес на Младенца нисходит луч — это спускается звезда, а в светоносном потоке Святой Дух в виде белой птицы. Ангелы славят народившегося Христа, волхвы, а вслед за ними и пастухи, подносят дары. А в самом нижнем регистре одна повитуха омывает новорожденного, а вторая наливает в чан из кувшина воду.
В нижнем левом углу миниатюры на камне сидит озадаченный Иосиф, обдумывающий происшедшее. А в правом нижнем углу — стадо овец. Это могут быть как овцы пастухов, так и будущая паства Спасителя.
В армянском искусстве иллюминации есть и другие школы и способы изображения — от пышных и торжественных миниатюр, до более минималистичных и повседневных. Но это тема для другого исследования.
Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована миниатюра Тороса Рослина