Как Ованес Туманян вдохновлялся картинами Айвазовского
Рассказывают, что великий армянский поэт Ованес Туманян преклонялся перед талантом Ивана Константиновича Айвазовского. Особенно нравились Туманяну марины феодосийского художника и картины на мифологические темы.
В 1893 году Ованес Туманян опубликовал в журнале «Мурч» («Молот») стихотворение «Экспромт перед картиной Айвазовского». В этом произведении поэт осмысляет для себя масштабы гения, называя его «чародеем». Туманян изображает поэта демиургом — повелителем морской стихии.
Восстав, в океане неистовость вод
Тяжелыми всплесками бьет до высот,
Под яростный рев строит призраки гор,
И буря безбрежный, безгранный простор
Одевает, как в дым,
Дуновеньем своим.
«Ни с места!» — воскликнул, — палитра в руках, —
Старик-чародей, и взмутившийся прах
Покорен, заслышавши гения зов;
И в бурю безмолвно громады валов
Вот стоят, как во сне,
На его полотне.
Это не единственное стихотворение Туманяна, посвященное картинам Айвазовского. В Тифлисе в конце XIX века издавалась ежедневная армянская газета «Горизонт». Стихотворение называлось «Перед картиной „Берега Черного моря“». Поэт увидел грандиозную панораму бушующего Черного моря, и зрелище неистовых волн, дробящихся о несокрушимые прибрежные скалы, его потрясло. На полотно Айвазовского Туманян проецирует свою неизбывную тоску по Родине.
И узрел я гения работу,
Понтоса кипящие брега,
Волн непримиримую работу.
Глянул — восхитился на века!
Сердце, словно клетка отворилось,
Из меня, от плена утомясь,
Выпорхнул орел с тоскливым криком,
Улетел, в тумане растворясь.
Улетел к местам своей Отчизны,
К скалам моей Родины приник…
Из моей, давно ушедшей жизни,
Он принес мой запоздалый крик.
Ованес Туманян не просто высоко оценивал художественный дар Ивана Константиновича, он считал его серьезным мастером — художником реалистического направления, способным изобразить изменчивую природу моря убедительно и правдиво.
В оформлении обложки использована марина И.К. Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены». Источник: Artifex