Как Ованес Туманян вдохновлялся картинами Айвазовского

Как Ованес Туманян вдохновлялся картинами Айвазовского

Рассказывают, что великий армянский поэт Ованес Туманян преклонялся перед талантом Ивана Константиновича Айвазовского. Особенно нравились Туманяну марины феодосийского художника и картины на мифологические темы.

И.К. Айвазовский. «Корабль „Мария“ во время шторма», 1892. Источник: Artifex

И.К. Айвазовский. «Корабль „Мария во время шторма», 1892. Источник: Artifex

В 1893 году Ованес Туманян опубликовал в журнале «Мурч» («Молот») стихотворение «Экспромт перед картиной Айвазовского». В этом произведении поэт осмысляет для себя масштабы гения, называя его «чародеем». Туманян изображает поэта демиургом — повелителем морской стихии.


Восстав, в океане неистовость вод

Тяжелыми всплесками бьет до высот,

Под яростный рев строит призраки гор,

И буря безбрежный, безгранный простор

Одевает, как в дым,

Дуновеньем своим.

«Ни с места!» — воскликнул, — палитра в руках, —

Старик-чародей, и взмутившийся прах

Покорен, заслышавши гения зов;

И в бурю безмолвно громады валов

Вот стоят, как во сне,

На его полотне.


И.К. Айвазовский. «Радуга», 1873. Источник: Artifex

И.К. Айвазовский. «Радуга», 1873. Источник: Artifex

Это не единственное стихотворение Туманяна, посвященное картинам Айвазовского. В Тифлисе в конце XIX века издавалась ежедневная армянская газета «Горизонт». Стихотворение называлось «Перед картиной „Берега Черного моря“». Поэт увидел грандиозную панораму бушующего Черного моря, и зрелище неистовых волн, дробящихся о несокрушимые прибрежные скалы, его потрясло. На полотно Айвазовского Туманян проецирует свою неизбывную тоску по Родине.

И.К. Айвазовский. «Девятый вал», 1850. Источник: Artifex

И.К. Айвазовский. «Девятый вал», 1850. Источник: Artifex


И узрел я гения работу,

Понтоса кипящие брега,

Волн непримиримую работу.

Глянул — восхитился на века!

Сердце, словно клетка отворилось,

Из меня, от плена утомясь,

Выпорхнул орел с тоскливым криком,

Улетел, в тумане растворясь.

Улетел к местам своей Отчизны,

К скалам моей Родины приник…

Из моей, давно ушедшей жизни,

Он принес мой запоздалый крик.


Ованес Туманян не просто высоко оценивал художественный дар Ивана Константиновича, он считал его серьезным мастером — художником реалистического направления, способным изобразить изменчивую природу моря убедительно и правдиво.

В оформлении обложки использована марина И.К. Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены». Источник: Artifex

Как Ованес Туманян вдохновлялся картинами Айвазовского