Артуш Егиазарян: «Самое главное — вложить людям в голову желание развиваться»
Артуш Егиазарян — экономист и специалист по международным отношениям, социальный предприниматель. Уехав в Швейцарию в 2000 году, спустя почти 18 лет он вернулся в родной Гюмри с проектом Herbs&Honey, в основе которого идея «зелёной» экономики. Herbs&Honey Tearoom — это кафе с магазином, где предлагают органический мёд, травяные чаи и другие натуральные продукты, сделанные в Армении. В интервью Армянскому музею Москвы Артуш рассказал о проблемах и перспективах развития социального предпринимательства в Армении.
— Артуш, как возникла идея проекта Herbs&Honey и в чём его концепция?
Эта история началась 7 лет назад, когда я ещё жил в Швейцарии. Моё внимание привлёк один горнодобывающий проект на севере Армении, в рамках которого ради добычи меди и молибдена уничтожению подлежало 500 гектаров леса. Это был проект нашего бывшего президента, который финансировался российским банком ВТБ. Я с ужасом понял, что красивая и богатая местность, где в гармонии с природой тысячелетиями жили люди, находится под угрозой природной катастрофы. Это задело меня за живое, и я начал помогать активистам, которые боролись в защиту природы. Очень многие местные жители занимались пчеловодством, но не могли продавать свой мёд, поэтому мы организовали его продажу в Ереване. Все деньги отдавали этим людям, чтобы они не работали на горнодобывающую компанию. Сами ничего не зарабатывали, это был патриотический жест. Вот так родилась идея проекта, связанного с мёдом.
В результате мы не смогли ничего сделать, леса всё-таки вырубили. Но я не опустил руки. В 30 километрах от Гюмри есть такое место — Ашоцк. Оно находится на высоте 2000 метров над уровнем моря. Там совершенно нет лесов, но много водных ресурсов, растений и цветов. Увидев эту богатую природу и очень бедных людей, которые там живут, я понял, что здесь что-то не так. Тогда я нашёл две семьи — одна собирала горные травы, а другая занималась мёдом — и координатора производства, который помог всё организовать. Мы привозили их продукцию в Швейцарию, продавали и отправляли деньги назад этим семьям. Можно сказать, это стало моим хобби, денег я не зарабатывал. Всё это оказалось настолько интересным, что в 2017 году я решил бросить Швейцарию и вернуться в Армению. В конце 2017 года началась работа над проектом ресторана Herbs&Honey, который был задуман как рынок для нашей продукции, и в марте 2018 он открылся. Мы пришли туда, где сейчас находимся, совершенно натуральным образом — работая, борясь и помогая.
— Решение оставить Швейцарию после стольких лет далось вам легко? Может быть, вы давно задумывались о возвращении? И почему вы открыли кафе именно в Гюмри?
Я к этому не шёл, но постепенно понял, что должен вернуться. Стараюсь жить сердцем, и поэтому сейчас нахожусь в Армении. Здесь у меня много друзей, семьи, с которыми я работаю — всё это делает меня счастливым и приносит свои плоды. Гюмри — мой родной город, и он мне очень дорог. Но Ширакский марз — самый бедный регион в Армении. После землетрясения и распада Союза страна погрязла в бедности и коррупции. Потом началась война с Азербайджаном. У нас не было газа и света, и люди стали массово уезжать из Гюмри и из Армении. Так за 30 лет мы потеряли две трети населения города. И это очень сильно на меня подействовало в эмоциональном плане. Гюмри — особенный город с большим потенциалом развития, но сделать нужно очень много. Ему нужен был маленький красивый остров, которым стал наш ресторан. Ещё одна причина, почему я выбрал Гюмри, экономическая: стартовать там было намного легче — сделать то же самое в Ереване стоило бы в два раза дороже. Сейчас у меня уже много предложений открыться в других местах, но сделать это один я не смогу. Хотя, в принципе, всё идёт к этому — осталось найти хорошего партнёра.
— С вашей точки зрения, что такое социальное предпринимательство и в чём ваша миссия как социального предпринимателя?
Социальное предпринимательство включает в себя очень много элементов. Прежде всего, это предпринимательство, которое создаёт условия для того, чтобы люди развивались сами. Коммерческий предприниматель в любой момент может уволить людей, которые для него просто рабочая сила. У социального предпринимателя сотрудники набираются опыта и знаний, чтобы впоследствии иметь возможность тоже стать предпринимателями. Это формирует другой образ мышления и открывает долгосрочные перспективы. Когда мы начали работать с одной семьёй и купили всё, что нужно для производства мёда, сначала просто назначили им фиксированную зарплату, чтобы люди самостоятельно вели свой бизнес. Но очень быстро стало понятно, что это неправильно. Потому что просто получая зарплату, человек не думает о развитии. А когда его доход зависит от количества производимого продукта, он старается сделать больше и придумывает, как оптимизировать для этого все процессы. Только в этом случае он сам может стать предпринимателем. Ещё один элемент социального предпринимательства — работа с небольшими семейными предприятиями, а не крупными корпорациями.
Мы сотрудничаем с семейными производствами или сами их организуем: находим семьи, которые живут в нужде, даём финансовую помощь и проводим необходимые тренинги по изготовлению продукта. А самое главное — мы этот продукт покупаем. Людей, которые производят мёд или компоты, очень много. Но создавать продукцию намного легче, чем продавать её. Одна семья у нас собирает травы, другая занимается мёдом, ещё одна — делает компоты. Мы обеспечиваем их необходимым оборудованием и помогаем организовать производство. Сейчас я хочу найти семью, которая будет выращивать кур, чтобы достойно жить с помощью этой экономической активности. В Армении очень много бедных семей, поэтому найти их нетрудно. Единственное, эти люди должны быть ответственными и порядочными, чтобы с ними можно было работать долгосрочно. Что касается ресторана, хотя мы пока работаем в минус, у нас самые большие зарплаты в Гюмри. Ресторанные цены здесь очень низкие по сравнению с Ереваном. Нужно задать себе вопрос, почему, и станет понятно, что это за счёт рабовладельческих зарплат. Для меня важно поменять отношение к этому — люди не должны эксплуатироваться.
— На какой стадии развития находится социальный бизнес в Армении сегодня? Какие виды социально ориентированных предприятий существуют на рынке и кто в них инвестирует?
У индивидуальных предпринимателей без личной заинтересованности нет желания вкладываться в проекты, которые не скоро начнут приносить прибыль. Поэтому, как правило, социальные проекты финансируют негосударственные организации и различные фонды. К сожалению, в большинстве случаев их работа непродуктивна: они обеспечивают людей всем необходимым для производства, но не доводят процесс до конца, то есть не помогают продать, а это самое сложное. Хотя есть и позитивные примеры подобных проектов. Так, Европейский союз профинансировал открытие лыжного центра в Ашоцке — районе, где мы собираем наши травы. Не знаю, какой юридический статус имеет этот проект, но его можно назвать социальным. Ещё один пример — центр креативных технологий «Тумо». Нельзя назвать его производителем, но это долгосрочный социальный проект. Он воспитывает мыслящих людей — это очень важно. Когда вырастет поколение тех, кто сейчас ходит в «Тумо», Армения станет мощной страной. Через 10-20 лет это поколение будет оказывать позитивное социальное и политическое влияние на страну.
— Чего вы смогли добиться за время существования проекта Herbs&Honey?
Мы открылись не так давно, и больших перемен за такой короткий срок быть не может. Работай я в Ереване, инвестиции бы уже вернулись назад. А здесь, в Гюмри, трудно. Основные наши клиенты — туристы из Еревана, иностранцы, богатые организации. Пока мы не зарабатываем, но главное, что случилось — мне удалось повлиять на людей внутри нашей команды. Самая большая катастрофа, которая произошла с Гюмри — это уход мозгов и интеллектуальная деградация населения. Люди перестали думать. Свой последний диплом я получил в Англии, когда мне было 40 лет. А этим ребятам 20-25 лет, и они не читают, не учат языков. Поэтому самое главное для меня — вложить людям в голову желание развиваться, прогрессировать и идти вперёд. Этого я более или менее добился.
— Нуждается ли социальный бизнес такого формата, как ваш, в поддержке от государства, и если да, то в какой?
Конечно! Но государство абсолютно не помогает. Я армянин, который вернулся домой, чтобы помочь родине встать на ноги, и инвестор. Государство в это трудное для Армении время должно зубами держаться за таких, как я, помогать нам, интересоваться нашими проблемами. Но я не получил ни одного отклика. В общем-то, меня это не волнует. У меня есть долгосрочная цель — я не сдаюсь и буду продолжать работать.
— В каких ещё направлениях, на ваш взгляд, сегодня стоит развивать социальное предпринимательство? Как выглядит будущее социального бизнеса в Армении и есть ли у него особая модель развития?
Думаю, особой модели нет, мы являемся частью мировой экономической системы. Но она нестабильна и не сможет долго существовать в таком виде, поэтому нужно потихоньку её менять, переходя от больших корпораций к маленьким семейным предприятиям. Это позволит сохранить природный баланс. У Армении есть потенциал, чтобы идти в этом направлении. Страна маленькая, ресурсов у нас не очень много, и нужно выходить из горнодобывающей промышленности, которая была декларирована как приоритетная ветвь развития экономики при прошлом правительстве, имевшем акции в этих компаниях. Сейчас в Армении нужно развивать другие направления: высокие технологии и IT-сектор, туризм, сельское хозяйство. С сельским хозяйством тесно связан эко-туризм, поэтому маленькие компании в сфере туризма и сельского хозяйства смогут очень эффективно сосуществовать. Это и есть будущее Армении.
— Какие у вас планы и чего бы вы хотели от своего проекта в ближайшей перспективе?
Надеюсь, что этим летом мы с Herbs&Honey сможем выйти в плюс и заработать немного денег, чтобы инвестировать их в эко-ферму с центром медитации и йоги. Туристы будут приезжать к нам, медитировать, собирать травы, знакомиться с цветами и растениями. В моих ближайших планах — развивать бренд и продажу нашей продукции, сделать её ещё качественнее, увеличить объёмы производства, чтобы мы смогли организовать экспорт в Россию. Я очень надеюсь, что демографическая проблема в Гюмри разрешится, и работаю в этом направлении. Сюда должно приезжать больше туристов — если вы откроете самое красивое в городе кафе или ресторан, но туда не будут приходить люди, в этом нет смысла. Так как у Гюмри большой потенциал в сфере туристического бизнеса, нам нужно развивать городскую инфраструктуру и транспорт: железную дорогу, авиасообщение, трассу Ереван — Гюмри. Нужно подчистить и привести в порядок город, чтобы гостям в нём было уютно. Это приведёт к развитию бизнеса: туристы будут тратить деньги, а гюмрийцы — зарабатывать. Сейчас я пишу план развития, который хочу представить правительству. Без его вмешательства мы не сможем поставить Гюмри на ноги.
Фотографии предоставлены Артушем Егиазаряном.
Беседовала Татьяна Тростникова,
журналист, медиа-менеджер, блогер и путешественник