Редакция

Писательница Айкануш Марк и армянский феминизм в постгеноцидной Турции

Редакция
Писательница Айкануш Марк и армянский феминизм в постгеноцидной Турции

Писательница, журналистка, феминистка – Айкануш Марк сражалась на передовой против «порабощения женщин». Вместе с другими сотрудниками журнала «Hay Gin» она взяла на себя задачу убедить народ в том, что эмансипация не только не отвлечет его от возрождения, а в конечном итоге, наоборот, ускорит его. В Международный женский день редакция Армянского музея Москвы публикует материал о той, кто боролась за экономическую свободу женщин и возможность получать образование, при этом отвергая радикальные, разрушительные методы. О женщине талантливой, поистине выдающейся, но мало кому известной, практически забытой.

Айкануш Марк. Фото: AGBU WebTalks

Айкануш Марк – псевдоним Айкануш Топузян, которая взяла за основу имя своего отца Маркара. Писательница родилась в 1882 году в Константинополе (по другим данным – в 1884 или 1885). И хотя семья будущей активистки не была богатой, мать настояла на том, чтобы ее единственный ребенок получил достойное образование. Позже Айкануш Марк отмечала, что сделала «первые освободительные шаги феминизма» именно благодаря этой трудолюбивой женщине, которая «не знала даже буквы “а” в алфавите». Журналистка училась в школе Есаян и брала уроки армянского языка, а затем стала преподавать в армянских школах и публиковаться со своими литературными работами. Она также заняла второе место в поэтическом конкурсе газеты «Масис». В 1905 году поэтесса обручилась с Вааном Тосигяном, молодым и перспективным журналистом, вскоре после чего пара начала издавать женский журнал «Dzaghig» («Цветок»).

Айкануш Марк и Ваан Тосигян, 1920. Из коллекции Музея литературы и искусства имени Егише Чаренца. Фото: sup.org

Уже к тому времени Айкануш Марк была страстной феминисткой и, впечатленная французской феминистской газетой «La Fronde» («Праща»), она стремилась подражать методам работы этого издания, нанимая в «Dzaghig» только женщин. Однако из-за недостатка авторов-женщин, журналистка разрешила писать в журнал и мужчинам, но только под женскими псевдонимами. Сама же Айкануш Марк публиковалась под своими именем, не используя псевдоним или мужскую фамилию, – в этом она была первой среди армянских писательниц. Однако поэтесса нашла способ отдать дань армянским традициям, взяв в качестве фамилии краткую форму имени отца. А вот то, что она сохранила ее и после замужества, было еще более смелым и радикальным, чем отказ от псевдонима в прессе.

Слева: «Dzaghig». Январь, 1906. Справа: Айкануш Марк. Фото: AGBU WebTalks

«Dzaghig» выходил два года, пока Айкануш Марк и Ваан Тосигян не переехали в Смирну. Но и там журналистка продолжала писать о женском вопросе, публикуясь в журналах «Arşaluys» («Рассвет») и «Arevelk» («Восток»). В 1909 году супруги вернулись в Константинополь. Активистка стала главой Литературной комиссии недавно созданного «Национального союза армянских женщин». Писательница работала над открытием армянских школ в провинциях, а также над тем, чтобы девочки тоже могли получать образование, в результате чего количество армянских школ в Анатолии выросло до 32.

Слева: Айкануш Марк. Справа: Айкануш Марк в образе суфражистки со знаменами Ассоциации армянских женщин и «Hay Gin». Фото: AGBU WebTalks, The Armenian Weekly

В 1919 году, после поражения Османской империи, Айкануш Марк начала издавать журнал «Hay Gin» («Армянская женщина»). На его страницах на равных существовали как тексты о традиционных женских заботах, так и о феминизме, издание призывало женщин участвовать в национальном возрождении, работать на благо народа. И хотя оно было женским, над ним работали уже представители обоих полов. В «Hay Gin» публиковались новости о сиротах, женщинах и детях, изолированных от мира в мусульманских гаремах, призывы к мобилизации массовой поддержки Великой Армении, вести о международных конференциях по правам женщин, материалы по истории феминизма и биографии известных женщин, а также обсуждения довольно спорных для того времени вопросов – права женщины на оплачиваемую работу и ограничения сексуальной свободы до брака.

«Hay Gin». Слева – обложка номера 1931 года. Женщина в центре символизирует «новую армянскую женщину», в то время как две другие по краям – «старую». Фото: stanfordpress.typepad.com, AGBU WebTalks

Первая редакционная статья «Hay Gin» от 1 ноября 1919 года была революционной. В ней отмечалось, что несмотря на все те ужасы, которые породила Первая мировая война, трагедия дала возможность армянским женщинам доказать, что они могут вынести любые трудности, стать опорой для семьи, что им можно доверить рабочие места и рынок. «Мы возьмем на себя наши обязанности, создадим наши права и сформируем наши роли. Наши феминистские инстинкты не помешают нам вести домашнее хозяйство. Скорее, возрождение нашего пола приведет нас к вершине нашей нации и нашего отечества», – писал «Hay Gin».

Айкануш Марк, 1954. Фото: Ара Гюлер / birikimdergisi.com

В течение нескольких последующих лет в журнале публиковались самые известные писатели и писательницы того периода, он пользовался большим спросом как у рекламодателей, так и у читателей. Но ситуация изменилась в конце 1922 года, когда большинство единомышленников Айкануш Марк покинули Стамбул и Великую Армению – полное и подлинное возрождение нации осталось лишь мечтой. Отражая более общие перемены в армянской общине, тон журнала, как и его содержание в целом, стал сдержаннее, а само издание – словно невидимым. И в 1933 году турецкое правительство заставило «Армянскую женщину» замолчать. Власти обвинили журнал в поддержке «врагов турок» в послевоенные годы. Тем не менее, он стал самым длительно издаваемым женским журналом в государстве.

Айкануш Марк. Фото: Armenian Public TV

После смерти Айкануш Марк в 1966 году мало кто помнит ее или «Hay Gin». Писательница не вошла ни в армянскую литературу, ни в учебники по истории. Она, как и другие женщины и феминистки, также не попала в армянскую историографию. И дело не только в ее поле, но и в том, что журналистка оказалась среди оставшихся в постгеноцидной Турции. Ведь до недавнего времени «национальная» история армян в основном, даже обсуждая диаспору, мало что говорила о тех, кто остался среди «врагов».

Гоарик Казаросян и Айкануш Марк. Стамбул, 1957. Из коллекции Музея литературы и искусства имени Егише Чаренца. Фото: newsroom.ucla.edu

Подготовлено по материалам: Lerna Ekmekcioglu. Armenian Feminism in Post-genocide Turkey / Stanford University Press Blog; Wikipedia

Писательница Айкануш Марк и армянский феминизм в постгеноцидной Турции