Хаштарак — перманентная точка притяжения армянского кинематографа

Хаштарак — перманентная точка притяжения армянского кинематографа

Где-то в зеленом и северо-восточном Тавуше, рядом с Иджеваном, прячется маленькая и непримечательная, но очень живописная деревня — Хаштарак. Тавушское село, однако, может гордиться не только красивыми видами и чистым воздухом, но и своей богатой фильмографией. Об этом городе и его кинематографическом наследии написала Марианна Пайтян на сайте Sputnik Армения.

Село Хаштарак. Фото: Википедия

Село Хаштарак. Фото: Википедия

Впервые Хаштарак стал «съемочной площадкой» в 1961 году, когда режиссер Степан Кеворков снимал фильм «Дорога». Здесь живёт 80-летний дедушка Володя, которому во время съемок было всего 20. Он вспоминает, как тогда они с отцом возвращались домой с полей, и по дороге каждый раз видели героиню фильма Назик (Н. Демурян). 

«Снимали, значит, сцену, в которой Назик несет огромный поднос с обедом, на нем курица и еще что-то. Сцену снять не получается, опять делают дубль — Стоп, мотор! Назик столько моталась с этим подносом, что курица почернела. Блюдо унесли, похимичили над ним и вновь принесли, я своими глазами видел», — вспоминает дедушка Володя.

Жители села Хаштарак Володя младший, Володя старший и дед Артавазд. Фото: Sputnik / Asatur Yesayants

Жители села Хаштарак Володя младший, Володя старший и дед Артавазд. Фото: Sputnik / Asatur Yesayants

В 1962 году в селе снова появилась съемочная группа. На этот раз снимали фильм «Воды поднимаются» режиссёра Моко Акопяна. Главную героиню кинокартины, Метаксию Симонян (в фильме она играла председателя колхоза Арев), здесь всё еще иногда вспоминают. «В этом эпизоде должен был идти дождь. Помню, как для этого привезли пожарную машину и устроили дождливую сцену», - рассказывает Володя-младший.

В 1969 году в Хаштараке сняли один из самых значимых армянских фильмов XX века — «Мы и наши горы» Генриха Маляна. Эти съемки всё еще активно вспоминают многие пожилые хаштаракцы: кто-то запомнил, как впервые увидел плиту на этих съемках, а кто-то — сцену с Шеренцем и купанием в корыте с горячей (на самом деле она была холодная) водой, из-за чего Шеренц замерз. Кто-то спустя 50 лет всё еще впечатлен от водителя съемочной группы, Спартака, который довозил сельчан из Иджевана в Хаштарак, а кто-то — от художника-постановщика Зарэ, который любил петь разные песни.

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Дедушка Эдик Ванесян, которому на момент съемок было 19 лет, утверждает, что четко помнит места съемок, и не отказался провести экскурсию по деревне и показать знаменитые места из фильма «Мы и наши горы». Эдик показал всё: дом своего дяди, где снималась сцена купания Шеренца, забор, у которого сельчане смотрели на процесс съемок, старый сельский клуб, а также дом, в котором почти два месяца жили Азат Шеренц и Сос Саркисян.

Эдик Ванесян во дворе дома, где снималась сцена купания героя Азата Шеренца в фильме «Мы и наши горы». Фото: Sputnik / Asatur Yesayants

Эдик Ванесян во дворе дома, где снималась сцена купания героя Азата Шеренца в фильме «Мы и наши горы». Фото: Sputnik / Asatur Yesayants

Артур Оганян показывает место кушетки в доме Авага - героя Азата Шеренца

Артур Оганян показывает место кушетки в доме Авага - героя Азата Шеренца. Фото: Sputnik / Asatur Yesayants

Эдик показал «камень правосудия». Камни здесь не меняются, в отличие от домов и других зданий. Тут же рядом и камень Арама из фильма «Мужчины» Эдмона Кеосаяна.

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Кадр из фильма «Мы и наши горы» режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

«Однажды я спросил у Маляна: "Товарищ Малян, разве рядом с Ереваном не было села, что вы стольких людей привезли сюда?". Он мне ответил: "Молодой человек, ты не видишь красоту своего края"», — вспоминает Эдик Ванесян.

Только недавно, несколько лет назад, Хаштарак снова встретил гостей из киноиндустрии. Здесь проводились съемки фильма «Линия». Сколько бы времени ни прошло, сколько зданий бы ни изменилось, Хаштарак всё еще продолжает очаровывать талантливых кинорежиссеров и сценаристов своей живописной природой. Сельчане надеются, что когда-нибудь по Хаштараку организуют экскурсию с акцентом на его фильмографию, так как деревня уверенно вошла в историю армянского кинематографа и до сих пор появляется на экранах.

Кадр из фильма «Мужчины» режисера Эдмонда Кеосаяна (Арменфильм, 1972г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Кадр из фильма «Мужчины» режисера Эдмонда Кеосаяна (Арменфильм, 1972г). Фото: Armenfilm / National Cinema Center of Armenia

Источник: Sputnik Армения

Фото обложки: Sputnik Армения

Хаштарак — перманентная точка притяжения армянского кинематографа