Армянская печать на страже просвещения, освободительной борьбы и единства: исторический экскурс ко Дню армянской прессы. Часть I

Армянская печать на страже просвещения, освободительной борьбы и единства: исторический экскурс ко Дню армянской прессы. Часть I

Развитие прессы и журналистики неразрывно связано с экономическим, общественно-политическим и технологическим прогрессом. Печатные газеты, журналы, дошедшие до наших дней, являются настоящей летописью общественной жизни различных государств и народов. На их страницах отражены основные вопросы, которые будоражили умы общественности различных эпох, а по модели их взаимодействия с властью можно сделать выводы о политической ситуации в стране.

Какими только функциями не наделяют прессу, как только не восхваляют и в каких только бедах не обвиняют. Однако неоспорим тот факт, что прогрессивная и качественная журналистика – показатель высокого уровня развития общества и государства.

История армянской прессы насчитывает более 200 лет: она сложна и противоречива, как и история армянского народа. Ко Дню армянской прессы проведем краткий экскурс в историю армянской журналистики, расскажем о ее роли в формировании национально-освободительных идей и прогрессивного общества – от самых истоков армянской печати до актуальных проблем и задач журналистики наших дней.

Точка отсчета. Армянское книгопечатание и первый армянский журнал «Аздарар»

16 октября 1794 года считается днем рождения армянской прессы и журналистики. Местом рождения – Индия, город Мадрас. А основоположником – армянский священник и просветитель Арутюн Шмавонян.

Однако предпосылки этого события были заложены намного раньше – еще с появления первых армянских типографий и печатных изданий на армянском языке. Армянское книгопечатание возникло в 1512 году в Венеции: спустя чуть более полувека после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка (прибл. 1445 г.) и распространения книгопечатания в Европе и на полвека раньше выхода первой официально датированной печатной книги на Руси («Апостол», 1564 г.).

Слева: печатный станок. Справа: почтовая марка, выпущенная в память об Арутюне Шмавоняне в 1994 году

Слева: печатный станок. Справа: почтовая марка, выпущенная в память об Арутюне Шмавоняне в 1994 году

«Началом армянского книгопечатания считается 1512 год, когда в свет вышла книга Акопа Мегапарта “Урбатагирк” (дословно “Книга пятницы”) – средневековый медицинский сборник. К этому моменту в Италии уже существовала сформировавшаяся армянская община, у которой были собственные типографии. Но примечательно, что первым печатным текстом на армянском языке является молитва “Отче наш”, которая была набрана латиницей и издана в 1475 году в Майнце. Молитва была опубликована в описании путешествия Иоганна Шильдбергерга. Согласно воспоминаниям Шильдбергерга, молитве “Отче наш” на армянском языке его обучили карабахские армяне в 1420-м году», – подчеркивает преподаватель кафедры Журналистики Российско-Армянского университета, специалист по истории журналистики и современным медиапроцессам, кандидат филологических наук Мери Тадевосян.

Причиной такой географической разрозненности, которая является специфической чертой армянского книгопечатания и развития прессы, являются исторические обстоятельства. После падения царства Багратуни в 1045 году армянский народ лишился государственности, страна подверглась нападению кочевых племен (турки-сельджуки, монголы, турки-османы), а часть населения была вынуждена покинуть свою историческую родину и обосноваться на территории других государств, образовав там колонии (или общины).

Таким образом, характерной чертой развития армянской периодической печати является беспрерывность ее истории, тесная взаимосвязь с историческим и национально-идеологическим контекстом, а также обширная география ее распространения (Венеция, Константинополь, Мадрас, Астрахань, Тифлис и др.).

Первая армянская печатная книга «Урбатагирк» Акопа Мегапарта, 1512. Из коллекции Национальной библиотеки Армении

Первая армянская печатная книга «Урбатагирк» Акопа Мегапарта, 1512. Из коллекции Национальной библиотеки Армении

Так, одним из самых мощных центров деятельности армянской интеллигенции, купечества и просветительской мысли конца XVIII века стала Индия. Именно там, в городе Мадрас, был основан литературно-поэтический кружок, членами которого являлись такие видные общественные деятели, как Шаамир Шаамирян и Овсеп Эмин. В 1772-м году усилиями Шаамиряна в Мадрасе была открыта типография, где был напечатан его грандиозный труд «Западня честолюбия» – своеобразная программа создания конституционной республики.

И вот, уже в 1794 году в том же Мадрасе армянский священник и просветитель Арутюн Шмавонян печатает в своей типографии первое армянское периодическое издание – журнал «Аздарар» («Вестник»).

«Журнал издавался с октября 1794 года по март 1796-го. Всего в свет вышло 18 номеров. В журнале кроме торговых, политических, экономических известий публиковались переводы и художественные труды», – отмечает Мери Тадевосян.

По ее словам, вскоре периодические издания стали выходить и в индийском городе Калькутта. Речь идет о журналах «Штемаран», «Усумнасер», «Ехбайрасер» и др.

Итак, старт армянской периодике дан. Осталось понять, какие общие идеи, несмотря на географическую разрозненность, могут объединить армянские издания и интеллигенцию.

Первый армянский журнал «Аздарар». Октябрь, 1794. Из коллекции Национальной библиотеки Армении

Первый армянский журнал «Аздарар». Октябрь, 1794. Из коллекции Национальной библиотеки Армении

Географические центры армянской периодики. Армянская освободительная мысль и периодическая печать

Во второй половине XVIII века Армения, будучи разделенной между Турцией и Ираном, находилась в тяжелом социальном, политическом и экономическом положении. Население подвергалось гонениям на национальной и религиозной почве.

В этих условиях армянская освободительная мысль развивалась преимущественно в армянских колониях, и пресса могла бы стать настоящим рупором в продвижении национально-освободительных идей и консолидации армянского народа.

В ходе русско-персидской войны 1826–1828 годов армянский народ оказал значительную поддержку русской армии. Итогом войны стал Туркманчайский мир 1828-го, согласно которому Восточная Армения была присоединена к Российской империи, что привело к оживлению культурной и общественной жизни на территории Восточной Армении.

«В армянских общинах Европы и Азии существовали более благоприятные условия и предпосылки для развития как экономической, так и общественно-культурной жизни. Это естественно содействовало созреванию вопросов об организации своей периодической печати. Особый экономический и политический вес имели российские и индийские армяне. В период конца XVIII – начала XIX века задача создания собственной газеты встала перед армянами Астрахани, которые пользовались внутренним самоуправлением, играли ведущую роль в хозяйственной жизни города и региона. В 1816-м году там стала выходить двуязычная газета “Восточные известия”», – подчеркивает Мери Тадевосян.

По ее словам, другим масштабным и значимым событием в истории армянской печати является выход в свет армяноведческого журнала «Базмавеп», который издается по сей день и является собранием лучших исследований в области арменистики.

Портрет Г.К. Айвазовского, брата художника. Из коллекции Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского

Портрет Г.К. Айвазовского, брата художника. Из коллекции Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского

«Журнал начал издаваться в 1843-м году в Венеции – усилиями армянской католической конгрегации Мхитаристов. Там помещались сведения по истории, филологии, арменистике и многим другим наукам, а также художественные произведения. Одним из редакторов журнала был архиепископ, талантливый ученый и лингвист Гавриил Константинович Айвазовский – родной брат великого художника Ивана Айвазовского», – отмечает Мери Тадевосян.

Эксперт добавила, что первым периодическим изданием на территории самой Армении был выходивший с 1868 года в Эчмиадзине ежемесячный журнал «Арарат», где помещались материалы на религиозные, исторические, литературные темы.

Центром общественной и культурной жизни западных армян в этот период становится столица Османской империи – Константинополь. По словам эксперта, здесь с 1832 по 1850 годы выходила газета «Лрагир» («Вестник»), которая первоначально являлась армянским вариантом официальной газеты Османского правительства, а затем стала самостоятельной общественной газетой, поднимающей углубляющиеся проблемы армянского населения.

«И вот, как в названных, так и в других армянских изданиях все более заметное место начинают занимать общенациональные проблемы: прежде всего, это армянский вопрос, судьба Западной Армении, вопросы армянского образования, культуры, развития, языка. Эти темы стали ключевыми», – добавила Мери Тадевосян.

Первый номер издания «Базмавеп», 1843. Фото: архив журнала

Первый номер издания «Базмавеп», 1843. Фото: архив журнала

«Юсисапайл» и «Мшак» – культовые образцы передовых изданий: революционность, идеи просвещения, актуальность тем

С 1858 года в Москве под редакцией талантливого издателя, публициста и просветителя Степана Назаряна (Степанос Назарянц) начинает выходить ежемесячный журнал «Юсисапайл» («Северное сияние»).

Журнал провозглашал просветительские и демократические идеи, выступал за реформы во всех сферах общественной жизни, вел борьбу с консерватизмом и реакционным клерикализмом. Отстаивая право нового литературного языка («ашхарабара»), издание оказало значительное влияние на развитие армянской литературы и критики. А по актуальности и остроте тем ничем не уступало передовым революционным российским журналам середины XIX века – «Современнику», «Колоколу», «Полярной звезде» и др. Особый революционный шарм «Юсисапайлу» придавало сотрудничество с известным армянским поэтом, публицистом, революционер-демократом Микаелом Налбандяном.

«Его общественно-политические взгляды сформировались под влиянием русских революционер-демократов – Герцена, Чернышевского, Огарева. Налбандян считал, что преобразования существующих общественно-политических отношений возможны только революционным путем. Он выступал против клерикально-феодальной идеологии, отстаивал национально-освободительную борьбу армянского народа, которую связывал с экономическим и социальным освобождением. Решение аграрного вопроса он видел в конфискации земель у помещиков и передаче их крестьянам, землю считал собственностью народа. Налбандян осуждал также колониальную политику великих держав, выступал за равноправие женщин и считал просвещение основным фактором армянского возрождения. Центром просвещения считал независимую от церкви национальную школу», – добавила Мери Тадевосян.

Другим прогрессивным армянским изданием того периода считается литературно-политическая газета «Мшак» (1872-1920 гг.), которая издавалась видным либеральным публицистом и критиком Григором Арцруни в Тифлисе.

Слева: Вагаршак Элибекян. Редакция «Мшак» в Тифлисе, 1986. Справа: газета «Мшак», 1882. Фото: wikipedia.org

Слева: Вагаршак Элибекян. Редакция «Мшак» в Тифлисе, 1986. Справа: газета «Мшак», 1882. Фото: wikipedia.org

В газете так же, как и в «Юсисапайле», поднимались самые актуальные и животрепещущие темы. «Мшак» выступает с либерально-буржуазных позиций против реакционного духовенства, косности консерваторов, не обходит стороной и армянский вопрос, затрагивая тяжелое положение армян в Турции. Особое место уделяется также вопросам просвещения народа, эмансипации женщин, развития армянской литературы и искусства. Однако «Мшак» был сторонником реформаторского, а не революционного пути развития.

«Арцруни отрицал идею революционного движения и предлагал путь реформ. Он предлагал отказаться от старых, традиционных методов воспитания, защищал идею совместного обучения мальчиков и девочек, был сторонником отделения церкви от государства. Являясь одним из руководителей движения за освобождение западных армян, считал, что они смогут избавиться от турецкого ига только при помощи России и путем национально-освободительной борьбы», – отмечает Мери Тадевосян, добавив, что «Юсисапайл» и «Мшак» являлись в тот период центром передовой армянской мысли, интеллигенции.

Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета,
специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована картина Вагаршака Элибекяна «Редакция “Мшак” в Тифлисе», 1986


С провозглашением Первой Республики Армении роль прессы значительно изменилась, а установление советской власти привело к усилению пропаганды и ужесточению цензуры. Как развивалась журналистика в XX веке и что с ней происходит сейчас – во второй части цикла об армянской печати.

Армянская печать на страже просвещения, освободительной борьбы и единства: исторический экскурс ко Дню армянской прессы. Часть I