Акоп Гюрджян — ученик Родена из армянского Шуши
Каждый раз, бывая в Ереване, захожу в Национальную галерею Армении. Обхожу ставшие родными залы армянской живописи — Овнатаняны, Суренянц, Сарьян. Их работы вдохновляют, приближают к тому, что считаю для себя родным — образам и героям Армении. Но всё-таки тот вид искусства, без которого Армения не состоялась бы, — это скульптура, ведь когда живописи еще не было, резьба по камню у наших мастеровитых предков уже была. Именно поэтому я расскажу не о резных хачкарах и декоре армянских храмов, а о вполне современной скульптуре XX века. И сегодня это будет пластика Акопа Гюрджяна (1881–1948).
Акоп Гюрджян считается одним из крупнейших армянских ваятелей, и творчество этого мастера подняло современную армянскую скульптуру на европейский уровень. Может резать слух, что армянская скульптура была на каком-то другом, неевропейском уровне, однако в этой формулировке нет ничего обидного, поскольку в Армении и Европе практиковался разный вид скульптуры. И если на нашей родине издревле была сильна школа резчиков по камню и скульптура была связана с рельефами, а значит выглядела более плоской, то в Европе с античных времен формировалась так называемая круглая скульптура [буквально та, которую можно обойти вокруг. — Прим. авт.] — статуи, которые мы так любим разглядывать в музеях и совершенством форм которых восхищаемся.
Мальчик из Карабаха
Он родился в Арцахе, в городе Шуши в 1881 году в небогатой, многодетной семье. В детстве Акоп любил лепить фигурки из глины и высекать из камня статуэтки животных. Увлечение так захватывало мальчика, что он полностью погружался в мир творчества, напрочь забывая об уроках. Частенько прогуливая школу, он бывал регулярно наказан Грикором — строгим старшим братом, который взял мальчика на воспитание после кончины отца. Грикор воспитывал Акопа как мог, но при этом очень любил и желал ему всего самого лучшего. Поэтому Грикор похлопотал за младшего талантливого брата, устроив его через влиятельных знакомых в частное училище Фидлера в Москве, в котором Акоп проучился до 1904 года. Нужно отметить, что талант Гюрджяна был отмечен не только его родными, но и многими современниками, в том числе и художником Степаном Агаджаняном — шушинцем, земляком Акопа. Агаджанян, кстати, прочил юноше большое будущее и не ошибся в своих прогнозах.
После окончания московского училища Акоп был отправлен братом в Баку, где работал чертёжником, а затем два года проходил военную службу в инженерном батальоне.
Уже в 1906 году Акоп женился на своей землячке по имени Айкануш Галумян. Родители Айкануш были авторитарны — участь художника казалась им несерьезной, они хотели стабильной жизни бракосочетавшимся и, с первых дней семейной жизни, настаивали на том, чтобы молодой муж дочери получил «настоящую» профессию. Тесть фактически вынудил Гюрджяна поступить на медицинский факультет в Монпелье. Акоп подчинился, но нельзя сказать, что воспринял с воодушевлением идею овладения новой профессией, потому что уже летом 1907 году Гюрджян забросил постылую медицину и молодые супруги переехали в Париж, где он с энтузиазмом начал обучение в Академии Жюльена и параллельно посещал мастерскую Родена. При том что Гюрджян получил прекрасное образование и мог копировать лучшие античные и эллинистические образцы в европейских музеях, своим любимым учителем он считал скульптора Паоло Трубецкого [Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс. — Прим. ред.]. Трубецкой был мастером «боцетто» — наброска с натуры — техники, которая стала близка и Гюрджяну. Познакомились они еще в Москве, и Трубецкой очень помогал юноше советами и даже разрешал ему пользоваться своей мастерской, пока его подопечный только овладевал приемами ремесла скульптора.
Вторую половину жизни Гюрджян, в силу социальных и политических обстоятельств, был вынужден провести в Париже, что не мешало ему иметь тесные и плодотворные взаимоотношения с представителями армянского мира и деятелями русской культуры. Был он хорошо известен и в эмигрантских кругах.
Гюрджян — ваятель не только творчески одаренный, но еще и продуктивный. Он оставил богатое наследство — не менее пятисот работ (пластики и набросков) хранятся в разных музеях мира, причем четыреста из них в Армении. Большую часть скульптур подарила Национальной галерее вдова мастера.
Скульптурный портрет — любимый жанр Гюрджяна во все периоды его жизни. Влияние Родена на раннее творчество скульптора очевидно, о чем «говорят» нам портреты М. Ширванзаде (1910 г.) и Льва Толстого (1911 г.).
Армянский искусствовед Рубен Дрампян высоко ценил мастерство Гюрджяна и отмечал особую выразительность портрета Толстого. «…Привлекает внимание сочная, свободная лепка, подчеркнутые, выступающие черты лица создают выразительную игру светотени…», — писал основатель Национальной галереи об этом, пожалуй, самом необычном портрете Льва Николаевича, из всех когда-либо созданных в искусстве. Работа над бюстом Льва Толстого продолжалась около четырёх лет, в 1913 году бюст был отлит в гипсе, а к 1914 году — в двух экземплярах в мраморе.
Подлинный психологизм читается в другом портрете — пианиста И. Добровейна, вылепленном скульптором в 1913 году. Дрампян выделяет у Гюрджяна не только исключительное чувство пластики, но и считает ваятеля способным глубоко раскрыть богатый внутренний мир модели.
Роден не всегда влиял на Гюрджяна. К 1914 году скульптор освободился от довлеющего авторитета своего французского учителя и начал творить более свободно и легко — «набил руку» и выработал свой почерк. Три лучших портрета этого нового периода запечатлевают русских гениев — писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина и композитора Сергея Рахманинова.
В портрете Рахманинова, считающемся венцом творчества Гюрджяна, мастер сумел тонко передать индивидуальные черты великого композитора и, по выражению Дрампяна, увидел и передал зрителю «богатый и взволнованный духовный мир», скрытый под внешней замкнутостью.
Третий период творчества характеризуется созданием портретов деятелей армянской культуры, в том числе и советского периода. Все эти работы отличаются неповторимой индивидуальностью. Убедителен художник Якулов — его мастер создает подвижным и энергичным, острый и динамичный ум читается в облике изображенного. Знаток армянской культуры Гарегин Овсепян словно живой — скульптор сумел передать крестьянские черты и глубокую, народную одухотворенность знаменитого учёного. Очень выразителен портрет актрисы Генриетты Паскар, она — нежная, слегка высокомерная, все еще очень красивая, но уже стареющая женщина.
Кроме портретов, занимался Гюрджян и сюжетной скульптурой. Наиболее значительные — «Пьета», «Победа», «Саломея».
Для изображения «Победы» мастер выбрал аллегорическое решение. Подобно античным никам, «Победа» Гюрджяна предстает в образе богини, правящей конем, запряженным в колесницу. Конь несется над облаками. Работа экспрессивна и впечатляюще монументальна, хоть размеры ее и сравнительно невелики.
В Национальной галерее представлен и анималистический жанр — наброски Гюрджяна. Это — лисы, кошки, собаки, обезьяны. В каждой работе — неповторимые черты, присущие каждому животному.
На короткое время в 1914 году Акоп Гюрджян возвращался в Россию, где прожил всего шесть лет — в Москве. Здесь он сближается с Горьким, создает второй его портрет и принимает участие в выставке «Мир искусства». Работа в России пришлась на самые тяжелые годы — Первую мировую войну и Октябрьскую революцию. Скульптор пытается выжить в тяжёлых условиях гражданской войны, но работать под эгидой объявленной в стране политики «монументальной пропаганды» дается ему очень тяжело. В двадцатые годы он находит способ вернуться в Париж — вполне официально, кстати. Власти разрешают ему выехать, чтобы вывезти оставленные за границей ценные работы.
Приехав в Париж, Гюрджян там и остается, занимается активной творческой деятельностью и начинает преподавать, чем и зарабатывает всю оставшуюся жизнь — вплоть до конца сороковых. Живет насыщенно и интересно — созидает, восхищается женской красотой, творит и любит жизнь как истинный гедонист.
Сценарист, журналист Марина Абрамян (Москва — Ереван) специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использован портрет Акопа Гюрджяна. Источник фото: альбом Р.Г. Дрампяна. Акоп Гюрджян. Издательство АН Армянской ССР. 1973 год