«Детство, этот огромный край…»: выставка Мариам Геворгян «Чувство дома» открылась в Армянском музее Москвы
В Армянском музее Москвы открылась выставка художницы Мариам Геворгян «Чувство дома». Увидеть картины, вызывающие чувство ностальгии и возвращающие в мир детства, можно до 16 июня.
Тёплые воспоминания о детстве человек проносит через всю свою жизнь, как бы старше он ни становился. Люди, места и предметы, звуки и запахи, дождь и солнечный свет — всё это имеет неповторимую особенность в воспринимаемом ребёнком мире. Хранимые в памяти детские впечатления в дальнейшем не раз отзываются в сердце приятными ощущениями.
В работах Мариам Геворгян детство становится одной из главных сюжетных основ. Герои её картин — это каждый из нас, каждый, кто родом из детства. «Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…» — писал Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Военный лётчик».
Мариам Геворгян называет направление, в котором работает, наивным реализмом. «Концепция наивного реализма подразумевает главенство чувств над разумом. Именно таким способом познания чаще всего обладают дети, и именно таким путём мне хотелось бы выразить мысли и чувства внутреннего ребёнка каждого из нас в своих картинах», — говорит художница, работы которой выставлялись в Новой Третьяковке, Музее современного искусства Эрарта и выставочных залах Московского союза художников. Выставка «Чувство дома» в Армянском музее Москвы — первая персональная выставка художницы. В этом году она оканчивает Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. На открытии выставки среди гостей присутствовали преподаватели Мариам.
Мариам Геворгян отмечает, что большое влияние на её творчество оказали советские художники, в частности Виктор Попков и Гелий Коржев — представители «сурового стиля», возникшего в советской живописи на рубеже 1950-х–1960-х годов и отражавшего жизнь и тяжёлые будни рабочих и крестьян.
Живопись художников «сурового стиля» отличается использованием приглушённых тёмных цветов. В такой же цветовой палитре выполнены и многие работы Мариам Геворгян. Картины художницы рассказывают не только о самой счастливой поре, но и о времени первой грусти — всё это вбирает в себя детство. Мы видим не только бегающих по гаражам и играющих в прятки ребят. Художница изображает подростка, тоскливо возвращающегося домой мимо возвышающихся многоэтажек с редко горящими окнами, и в сумерках качающихся на качелях детей, кажется, задумавшихся о чём-то своём. В работах Мариам Геворгян люди предстают в неразрывной связи друг с другом, с городом («Сон») и природой («В саду», «Девочка с осликом»).
«Каждая картина — это какая-то пережитая жизнь», — поделилась Мариам с гостями на открытии выставки, рассказывая об истории создания своих работ. Так, картины «Красное эхо» и «Окно в прошлое» были нарисованы под впечатлением от поездки в Переславль-Залесский. На первой картине художница запечатлела, как дети играют в футбол рядом с бывшей прядильно-ткацкой фабрикой «Красное эхо». На второй — любопытный мальчик заглядывает в окно заброшенного дома, где когда-то шла своя жизнь.
Воспоминания о детстве, отражённом Мариам Геворгян, вызывают чувство особого домашнего уюта. Возвращая зрителя мыслями в детство, автор делает важной каждую деталь, объединяющую поколения и в то же время особенную для отдельного человека — будь то ковёр с армянским орнаментом («Автопортрет») или узоры рисунков на асфальте («Открытый космос»).
Выставка Мариам Геворгян «Чувство дома» продлится в Армянском музее Москвы до 16 июня включительно. Вход на выставку свободный. График работы: среда, четверг, пятница (с 12:00 до 20:00); суббота (с 14:00 до 20:00); воскресенье (с 13:00 до 18:00); понедельник, вторник — выходные.