Кенацт! История армянской культуры поднятия тостов
Ни одно армянское застолье не проходит без поднятия бокалов и произношения тостов. Армяне настолько серьезно относятся к тостам, что часто назначают для этого специального тамаду. Однако о происхождении этой традиции в Армении известно мало. При этом свидетельства о том, что армянский народ произносил тосты во время пиршеств, восходят к временам до нашей эры.
Невозможно точно определить, когда армяне начали произносить тосты. Однако в археологических документах есть некоторые подсказки. Благодаря обнаружению старейшей винодельни в мире в пещерном комплексе Арени мы знаем, что жители Армении пили вино еще за 4000 лет до нашей эры. Поэтому вполне возможно, что первые тосты люди в Армении стали поднимать в это время.
Первые письменные упоминания о пирах и тостах в Армении относятся к V веку нашей эры, когда страна находилась под властью Персии. Документы под названием «Гахнамак» (с арм. букв. — «тронная грамота») дает представление о том, как проходили царские банкеты во времена династий Аршакидов и Сасанидов. Левон Абрамян, заведующий отделом современных антропологических исследований Института археологии и этнографии Армении, говорит: «В этих трудах упоминается около 400 феодалов различного социального положения. За царским столом люди занимали места согласно этой иерархии, и тосты произносились бы в том же порядке».
Эти пиршества преимущественно посещали мужчины — во время праздничных застолий женщины ели отдельно. Вероятно, по этой причине мужчины доминируют в армянской культуре произнесения тостов. Женщины-тамады даже сегодня встречаются редко.
Можно только догадываться, существовали ли подобные ритуалы у простолюдинов в период, когда был написан Гахнамак, поскольку его страницы отражали только жизнь армянских аристократов. Однако Абрамян считает, что простолюдины стремились подражать царским пирам. Эта теория также подтверждается документами XIX века, в которых жениха и невесту называют королем и королевой.
Но традиция тостов в Армении, скорее всего, возникла еще до появления первого известного Гахнамака. Династия Ервандидов, которая правила Арменией с VI до н. э., пила вино из серебряных ритонов и, вероятно, имела собственные недокументированные традиции произношения тостов. А уже в современных тостах, передающихся из поколения в поколение, часто упоминается солнечный свет и огонь — ключевые символы зороастризма, которого придерживалось большинство армян до прихода христианства.
Кроме Гахнамаков, в армянской литературе до XIX века почти не упоминается о поднятии тостов. Но это не значит, что в это время традиции не существовало. Профессор арменоведения в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса Питер Коуи утверждает: «Грамотность пришла на Кавказ через христианство. Все, что не являлось христианским богословием, было устным. Поэтому упоминания о тостах утеряны». Возможно также, что тосты были настолько обычным явлением в жизни армян, что о них просто не стоило писать.
Когда Армения попала под российское (а затем и советское) влияние, национальные традиции тостов неизбежно изменились. Вино начали заменять водкой или коньяком, а тосты стали более регламентированным, отражая общество, которое одержимо порядком. Нормой стало пьянство — из-за появления дешевой выпивки промышленного качества.
Но, несмотря на это, армянскому народу удалось сохранить свои традиции поднятия тостов. Большинство торжеств начинаются с тостов членам принимающей семьи в порядке старшинства. Другие тосты поднимаются за Армению, дружбу, женщин, детям, домашнему очагу и благополучию семьи.
Каждый тост завершается словами: «Пусть вино будет сладким», на что гости отвечают: «Оно было сладким».
Источник: Smithsonian Magazine