Елизавета Шахатуни — первая в СССР женщина-авиаконструктор
Елизавета Аветовна Шахатуни — первая в СССР женщина-авиаконструктор — родилась 22 декабря 1911 года в Ереване в семье политического деятеля и учительницы.
После школы Елизавета Шахатуни два года училась на инженерном факультете Ереванского государственного университета. В 1930 году поступила в Московский авиационный институт, где её зачислили сразу на второй курс. Параллельно с учёбой занималась в кружке планеристов. Окончив в 1935 году институт, Елизавета Шахатуни начала работать в авиапромышленности, устроилась на завод «Самолётов Ильюшина» в качестве специалиста по вооружению и оборудованию. Через полгода она перевелась на гражданское предприятие — маленький планерный завод в Тушино, где работала с 1937-го по 1939 год. Там она познакомилась с руководителем конструкторского бюро (КБ) — известным авиаконструктором Олегом Антоновым.
В 1941 году Антонов получил задание по организации производства планеров в Каунасе (Литва) на базе бывшего трамвайного завода, куда, набирая людей, он пригласил и Шахатуни. Спустя некоторое время, накануне войны, Олег Антонов и Елизавета Шахатуни поженились.
С началом Великой Отечественной войны конструкторское бюро, так и не начав нормально работать, было эвакуировано из Каунаса в Москву. В 1941 году Елизавету Шахатуни зачислили в Опытно-конструкторское бюро А.С. Яковлева, в котором она проработала до 1945-го. В годы войны конструкторским бюро был создан десантный планер, потом — буксировочный планер-биплан («Крылья танка»), предназначавшийся для воздушной перевозки бронированных машин. В этом проекте Елизаветой Шахатуни была рассчитана прочность крыльев и гусениц танка, чтобы те не повредились при посадке.
После окончания войны, в 1946 году, Олег Антонов был назначен главным конструктором проектного бюро в новосибирский филиал, где получил задание создать самолёт для нужд сельского хозяйства. Через некоторое время появился биплан СХА-1 (опытный вариант Ан-2), позже названный «кукурузником». Работу по расчёту прочности самолёта осуществил отдел, которым руководила Елизавета Шахатуни.
Вскоре КБ, которым руководил Олег Антонов, перевели в Киев, где было налажено строительство военно-транспортных и пассажирских самолётов. Елизавета Шахатуни, будучи уже профессором и доктором технических наук, выступала ответственной за расчёты прочности этих самолётов.
В 1955 году был создан новый самолёт Ан-8, а чуть позже Ан-10 и Ан-12. Расчёт их прочности также был произведён коллективом под руководством Елизаветы Аветовны. Главным успехом её отдела стал расчёт прочности самолёта Ан-22 «Антей», имевшего взлётный вес в более чем 250 тонн, который мог поднять в воздух до 80 тонн груза. Более того, в дальнейшем самолётом был установлен 41 мировой рекорд, включая максимальную грузоподъёмность. За создание самолёта Шахатуни была удостоена звания лауреата Ленинской премии.
В разгар «холодной войны» рекорд, установленный Ан-22, был побит американским самолётом «Гэлэкси». Взлётный вес воздушного судна превышал 370 тонн, а грузоподъёмность доходила до 120 тонн. Проектное бюро под руководством Олега Антонова получило задание увеличить грузоподъёмность самолётов. Как результат, в 1982 году впервые в воздух поднялся Ан-124 «Руслан», взлётный вес которого равнялся 405 тоннам, а максимальная грузоподъёмность 171 тонна. Елизавета Шахатуни принимала участие в работе по созданию самолётов Ан-14, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32. Ей принадлежит изобретение сварки-склеивания конструкции самолёта, в результате чего срок эксплуатации самолётов увеличился до 45 тысяч часов.
Елизавета Шахатуни преподавала в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». Скончалась Елизавета Аветовна в 2011 году в Киеве.
Источник: «Что придумали армяне. Легендарные личности и великие изобретения. От соломинки для коктейля до подводной лодки» / Сост. Армен Нерсисян. — Москва : «Центрполиграф», 2020.