Портрет Аршила Горки, нарисованный Давидом Бурлюком

Портрет Аршила Горки, нарисованный Давидом Бурлюком

В нью-йоркском Музее американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art), основанном в 1931 году скульптором и меценатом Гертрудой Вандербильт-Уитни, представлена обширная панорама американского искусства XX века и современные художественные направления. При изучении электронной коллекции «Уитни» внимание Армянского музея Москвы привлёк портрет художника Аршила Горки, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма. Образ Горки в 1930 году перенёс на бумагу поэт и художник Давид Бурлюк.

Давид Бурлюк. Портрет Аршила Горки, 1930. Музей американского искусства Уитни

Давид Бурлюк. Портрет Аршила Горки, 1930. Музей американского искусства Уитни

Давид Бурлюк запечатлел Аршила Горки, прошедшего через множество несчастий и трудностей, используя спокойные пастельные цвета. Горки подпирает рукой голову, а его взгляд устремлён куда-то вдаль. Возможно, в то время, когда его все знали как Восданига Мануга Адояна — мальчика, родившегося близ озера Ван. Он, уже известный художник, обрётший новое имя, будет мыслями устремляться на берега Вана. Организованная младотурецким правительством в 1915 году этническая чистка армянского народа лишила Восданига его дома, а спустя короткое время умерла его мать Шушан. Все свои утраты, свою родину, от которой он был оторван «предательскими бурями», Аршил Горки возвращал себе через искусство.

Искусствовед Уильям Чапин Зейтц в своей книге «Аршил Горки: живопись, графика, этюды» (1962) рассказывает, что те, кто хорошо знал Аршила Горки, «помнят, как он пел на русском и армянском языках песни на вечеринках, где-то в поле или во время готовки армянских блюд». Горки был другом Давида Бурлюка (1882–1967), который славился своими картинами, изображающими крестьянскую жизнь с работой на поле и песнями.

Давид Бурлюк. «Белая корова», 1936. Музей американского искусства Уитни

Давид Бурлюк. «Белая корова», 1936. Музей американского искусства Уитни

С поэтом и художником Давидом Бурлюком, одним из основоположников русского футуризма, Аршил Горки познакомился в 1920-х. Бурлюк, как и Горки, нашёл второй дом в США, где поселился в 1922 году. Спустя три года, в 1925-м, в Америку с большим путешествием отправился Владимир Маяковский, который близко дружил с Бурлюком. Тогда же и состоялась встреча Аршила Горки с приехавшим в Нью-Йорк Маяковским.

Писатель Евгений Деменок в своей статье «Американские адреса Давида Бурлюка» приводит записи жены Бурлюка — Марии. В них содержатся интересные сведения о круге русских и американских художников, с которыми общался и дружил Давид Бурлюк. Одна из записей посвящена Аршилу Горки — 26 сентября 1936 года: «Показываю Горки его рисунки на папиросных салфетках, наклеенные мной на картоне: — „О, ты умеешь беречь искусство“, — Горки».

Дружба и творческий союз двух иммигрантов — Давида Бурлюка и Аршила Горки — продлились долгие годы. Так, в 1941-м в Хэмптон-Бэйз Бурлюк основал художественное объединение The Hampton Bays Group, в которое вошли Горки, модернист Милтон Эвери и художники-реалисты братья Рафаэл и Мозес Сойеры.

Аршил Горки. «Плуг и песни», 1947 ǁ wikiart.org

Аршил Горки. «Плуг и песни», 1947 ǁ wikipedia.org

«Как я люблю землю, почву, хозяйство. Я скучаю по природе нашей родины и навсегда под властью красоты Хоркома и Вана», — писал Аршил Горки своей сестре Вартуш. «Плуг и песни» (1947) — одна из работ Горки, которая отразила его любовь к земле. Цвета пшеничного поля этой абстракции мы находим и на портрете кисти Давида Бурлюка, словно выхватившего момент воспоминаний своего друга.

Использованные источники:

1. Seitz, William Chapin. Arshile Gorky: paintings, drawings, studies. The Museum of Modern Art: Distributed by Doubleday, Garden City, N.Y. 1962.

2. Анна Галстян. «Аршил Горки. Ранние годы» ǁ aniv.ru.

3. Евгений Деменок. «Американские адреса Давида Бурлюка» ǁ magazines.gorky.media.

Подготовила журналист, редактор Рипсиме Галстян

Портрет Аршила Горки, нарисованный Давидом Бурлюком