Портрет Аршила Горки, нарисованный Давидом Бурлюком
В нью-йоркском Музее американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art), основанном в 1931 году скульптором и меценатом Гертрудой Вандербильт-Уитни, представлена обширная панорама американского искусства XX века и современные художественные направления. При изучении электронной коллекции «Уитни» внимание Армянского музея Москвы привлёк портрет художника Аршила Горки, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма. Образ Горки в 1930 году перенёс на бумагу поэт и художник Давид Бурлюк.
Давид Бурлюк запечатлел Аршила Горки, прошедшего через множество несчастий и трудностей, используя спокойные пастельные цвета. Горки подпирает рукой голову, а его взгляд устремлён куда-то вдаль. Возможно, в то время, когда его все знали как Восданига Мануга Адояна — мальчика, родившегося близ озера Ван. Он, уже известный художник, обрётший новое имя, будет мыслями устремляться на берега Вана. Организованная младотурецким правительством в 1915 году этническая чистка армянского народа лишила Восданига его дома, а спустя короткое время умерла его мать Шушан. Все свои утраты, свою родину, от которой он был оторван «предательскими бурями», Аршил Горки возвращал себе через искусство.
Искусствовед Уильям Чапин Зейтц в своей книге «Аршил Горки: живопись, графика, этюды» (1962) рассказывает, что те, кто хорошо знал Аршила Горки, «помнят, как он пел на русском и армянском языках песни на вечеринках, где-то в поле или во время готовки армянских блюд». Горки был другом Давида Бурлюка (1882–1967), который славился своими картинами, изображающими крестьянскую жизнь с работой на поле и песнями.
С поэтом и художником Давидом Бурлюком, одним из основоположников русского футуризма, Аршил Горки познакомился в 1920-х. Бурлюк, как и Горки, нашёл второй дом в США, где поселился в 1922 году. Спустя три года, в 1925-м, в Америку с большим путешествием отправился Владимир Маяковский, который близко дружил с Бурлюком. Тогда же и состоялась встреча Аршила Горки с приехавшим в Нью-Йорк Маяковским.
Писатель Евгений Деменок в своей статье «Американские адреса Давида Бурлюка» приводит записи жены Бурлюка — Марии. В них содержатся интересные сведения о круге русских и американских художников, с которыми общался и дружил Давид Бурлюк. Одна из записей посвящена Аршилу Горки — 26 сентября 1936 года: «Показываю Горки его рисунки на папиросных салфетках, наклеенные мной на картоне: — „О, ты умеешь беречь искусство“, — Горки».
Дружба и творческий союз двух иммигрантов — Давида Бурлюка и Аршила Горки — продлились долгие годы. Так, в 1941-м в Хэмптон-Бэйз Бурлюк основал художественное объединение The Hampton Bays Group, в которое вошли Горки, модернист Милтон Эвери и художники-реалисты братья Рафаэл и Мозес Сойеры.
«Как я люблю землю, почву, хозяйство. Я скучаю по природе нашей родины и навсегда под властью красоты Хоркома и Вана», — писал Аршил Горки своей сестре Вартуш. «Плуг и песни» (1947) — одна из работ Горки, которая отразила его любовь к земле. Цвета пшеничного поля этой абстракции мы находим и на портрете кисти Давида Бурлюка, словно выхватившего момент воспоминаний своего друга.
Использованные источники:
1. Seitz, William Chapin. Arshile Gorky: paintings, drawings, studies. The Museum of Modern Art: Distributed by Doubleday, Garden City, N.Y. 1962.
2. Анна Галстян. «Аршил Горки. Ранние годы» ǁ aniv.ru.
3. Евгений Деменок. «Американские адреса Давида Бурлюка» ǁ magazines.gorky.media.
Подготовила журналист, редактор Рипсиме Галстян