Рождественский Сочельник: традиции Армянской церкви

Рождественский Сочельник: традиции Армянской церкви

Завтра, 5 января Армянская Апостольская Церковь отмечает Рождественский Сочельник. Так как церковный день сменяется в 17:00, вслед за вечерним богослужением, то Рождество начинают праздновать 5-го января вечером и продолжают 6-го января. В христианском мире только Армянская церковь отмечает Рождество, Богоявление и Крещение в один день — 6 января. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение — 6 или 19 января.

Вечером 5-го января во всех церквях служат Св. Литургию Чракалуйца. «Чракалуйц» (Ճրագալույց) в переводе с армянского означает «зажжение лучин». В этот вечер люди уносят с собою в дома зажжённые в церкви лампады и свечи. Они символизируют божественный свет, благословение церкви, свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к Младенцу Иисусу.

Накануне Рождества Христова и Воскресения Господня совершаются только две литургии. Церковный хор исполняет гимн-шаракан «Великое дивное таинство», созданный в V веке епископом Мовсесом Хоренаци, после чего начинаются чтения из библейской книги Бытия, повествующей о сотворении мира и человека, о его грехопадении, искупленном кровью Сына Божия.

Согласно традиции вечером после постного ужина принято навещать близких, благовествуя им Рождество Господне.

Завен Аршакуни. Рождество в моем доме, 2000. Фото: Завен Аршакуни. П.Р.П., 2001.

Следующее утро, 6 января, открывается Рождественской литургией, после которой происходит Освящение воды, что символизирует крещение Христа в реке Иордан.

Праздничные мероприятия Светлого Рождества в Армении продолжаются до 13 января, вплоть до Наречения Имени Господня — праздника Посвящения Младенца Иисуса во Храм.

Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных.

Армения — первая страна, принявшая христианство 301 году. Более 90 % процентов населения Армении — христиане.

Мовсес Хоренаци — святой, отец армянской историографии. Родился, вероятно, в 370 году в провинции Тарон, в селе Хореанк, умер в 493 году. Был одним из лучших учеников Месропа Маштоца. Обучался в лучших философских и богословских школах Александрии, Афин и Константинополя. Плодом нескольких лет трудов Хоренаци стала «История Великой Армении», первая часть которой рассказывает о событиях с IV тысячелетия по I век до н. э., вторая часть посвящена истории дохристианской Армении I—III вв., а третья, последняя часть описывает период от принятия армянами христианства до создания армянской письменности. Позже Мовсес написал и ряд других важных трудов, среди которых исторические и агиографические произведения, в том числе житие святой Рипсимэ (Рипсимии), а также поэмы, гимны и молитвы. По преданию, св. Мовсесу принадлежит один из величайших литургических гимнов Армянской Церкви: «О глубокое таинство, непостижимое, безначальное, Господь облек Свое вышнее Царство в свет неприступный, подобно брачному чертогу, и украсил сияющей славой чина огненных духов».


Обложка: tert.am

Рождественский Сочельник: традиции Армянской церкви