Марины в творчестве Елены Бебутовой
Елена Бебутова в начале творческого пути была художницей-авангардисткой, а в конце 1920-х годов стала работать в реалистическом направлении. Она обращалась к натюрмортам, пейзажам и портретам. Однако всё творчество художницы пронизывала тема моря. В картинах она пыталась отобразить чувство беспомощности человека перед бескрайней морской стихией. О маринах Елены Бебутовой — в материале Армянского музея.
В 1907-1914 годах Елена Бебутова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1916 начала работать художницей-декоратором в Московском художественном театре, писала декорации по эскизам Мстислава Валериановича Добужинского. Весной 1917 года Елена Бебутова стала секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1920-х годах художница работала в рамках кубизма, её интересовал анализ формы. Однако к концу 1920-х годов авангардное русское искусство испытывало всё более сильное идеологическое давление. Елена Бебутова отошла от кубистических форм и стала много работать над реалистическими натюрмортами и пейзажами, в том числе и на морскую тематику.
В 1930-е годы Елена Бебутова пишет картину «На пляже». В ней художница противопоставляет природу и человека. Небо с кучевыми облаками занимает половину полотна. Елена Бебутова свободными мазками создаёт форму туч. Появляется ощущение надвигающегося дождя. Однако морская гладь все ещё блестит на солнце, так как не всё небо заволокло облаками. Фигуры людей маленькие, художница как бы сверху наблюдает за героями полотна. Отдыхающие веселятся и купаются в море, но уже скоро им придётся покинуть пляж из-за ухудшающейся погоды. Елена Бебутова фиксирует момент смены состояния природы, показывает слабость человека перед стихией.
В работе «Взморье» художница изображает побережье, но уже без отдыхающих. О присутствии человека напоминает только парусник на горизонте. Елена Бебутова использует широкие мазки, чтобы изобразить морскую гладь и игру света на воде. Благодаря светлой тоновой гамме появляется ощущение спокойствия и умиротворения. Хотя видна кромка берега, море кажется безграничным, оно сливается с небом, образуя единое бесконечное пространство. В нём существует только один парусник, который может символизировать человека. Елена Бебутова вновь возвращается к теме беспомощности людей перед природой.
В картине «Море с женской фигурой» художница снова противопоставляет человека и природу. На этот раз Елена Бебутова изображает мать с ребёнком на берегу моря. Зеленовато-голубая гладь и светло-голубое небо создаёт ощущение спокойствия и безмятежности. Художница обращается к теме материнства, показывает единство матери и ребёнка в огромном мире. Безграничная любовь мамы может защитить дитя от угроз жизни. Радостно от того, что эти люди есть друг у друга. Елена Бебутова использует светлые тона, чтобы передать нежные чувства и любовь, которые испытывает мать к ребёнку.
Обращаясь к теме радости, художница создаёт картину «Солнце на море». Здесь нет ни берега, ни людей, ни намёка на их присутствие. Елена Бебутова изображает закат на море, есть только солнце и водная гладь. Художница использует ограниченное количество цветов, но создаёт красочное полотно. Работа больше похожа на этюд или зарисовку впечатления, а не на завершённую картину. Однако этот холст позволяет увидеть технику Елены Бебутовой. Художница работает широкой кистью и отдельными мазками создаёт форму.
Картины 1950-х годов посвящены морским пейзажам Крыма. Одной из таких работ стал холст «Скалы в море». Практически всё полотно занимает изображение водной глади, неба почти не видно. Елена Бебутова показывает только море и скалы. Морская гладь ограничена сверху тонкой полосой неба, а снизу огромными камнями. Создаётся ощущение замкнутости водного пространства. Эта картина выделяется среди более ранних работ Елены Бебутовой. Здесь художница изображает море, перед которым человек не чувствует себя беззащитным.
Творчество Елены Бебутовой огромно и разнообразно, но с 1930-х годов художница часто обращается к теме морского пейзажа. За простыми сюжетами скрывается важный философский вопрос противостояния человека и природы. Когда смотришь на картины Елены Бебутовой, то вспоминаются строчки из стихотворения Василия Андреевича Жуковского «Море»: «Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей». Романтическая трактовка морской стихии, которая не подчиняется человеку, свойственна художнице. Однако её работы всё равно пронизаны ощущением радости и жизнелюбия.
Подготовила Полина Лохмоткина
Фото на обложке: liveinternet.ru