«Танцует, словно охваченный огнем»: Леон Даниелян – звезда американского балета
Талантливый армянский народ сделал многое не только для национальной, но и для культуры других стран. Один из его представителей – Леон Даниелян. Талантливый танцовщик и хореограф, он стал первой звездой балета в США, завоевавшей мировую славу, и вывел этот вид искусства на новый уровень.
Леон Даниелян родился в семье армянских эмигрантов в Нью-Йорке в 1920 году. С танцевальным искусством его свела, как ни странно, перенесенная в детстве болезнь: по рекомендации врачей родители отдали мальчика в балетную школу для поддержания здоровья. Леон Даниелян брал уроки у Седы Суни, талантливого армянского хореографа, а затем продолжил учебу у педагогов Михаила Мордкина и Михаила Фокина.
Дебютировал Даниелян в 1937 году в труппе своего наставника Mordkin Ballet (позднее – Ballet Theatre и American Ballet Theatre) и спустя два года стал солистом коллектива. Мастерство танцора росло вместе с его популярностью: его приглашали выступать на Бродвее, а также в других балетных труппах. В начале 1940-х годов он присоединился к легендарному коллективу Ballet Russe de Monte-Carlo и оставался его солистом до 1961 года.
Но чем же выделялся Даниелян среди других талантливых американских артистов? В первую очередь, техникой и стилем, а также необычайно широким репертуаром. Критики восхищались как классическими образами танцовщика, так и его комическими, характерными ролями. Свое виртуозное мастерство Даниелян демонстрировал в образе Голубой птицы из «Спящей красавицы», проворного Арлекина из «Карнавала», Туриста-перуанца из «Парижского веселья» и многих-многих других.
Больше всего Даниелян ассоциировался с последней ролью: танцовщик так вжился в образ яркого Перуанца, что практически создал его заново. Со временем артист изменил оригинальную хореографию, адаптировав ее под себя, и добавил новые движения для создания комического эффекта. Современники отмечали, что Леон Даниелян даже превзошел Перуанца в оригинальном исполнении Леонида Мясина, постановщика балета.
«Этот мальчик танцует в таком темпе, как будто бежит из дома, охваченного огнем», – написал в 1943 году критик The New York Times Джон Мартин («The boy can dance like a house afire»; «like a house afire» означает «легко и энергично», или буквально – «словно охвачен огнем»). Плавная техника, безупречные прыжки и невероятное сценическое мастерство действительно высоко ценились критиками, и в 1949 году Даниелян был удостоен премии журнала Dance как лучший танцор сезона. Кроме того, три балета он поставил сам: «Сомбреро», «Мазурка» и «Испания».
Перенесенная в детстве болезнь не прошла бесследно, и в начале 1960-х годов 30-летний артист оставил сцену, чтобы посвятить себя преподаванию. С 1968 по 1980 год Даниелян руководил школой Американского театра балета, а с 1982 по 1991 год возглавлял балетное отделение Техасского университета в Остине. Спустя год после отставки студия при университете была названа в его честь.
Леон Даниелян преподавал, несмотря на проблемы со здоровьем, инсульт и перенесенные операции, до выхода на пенсию. 8 марта 1997 года артист скончался от остановки сердца в доме престарелых штата Коннектикут. Ему было 75 лет.
Подготовлено по материалам: The New York Times, wikipedia.org, allll.net
Обложка: Леон Даниелян и Джоселин Воллмар, 1958. Фото: Brazilian National Archives