Музыка Арама Хачатуряна и кино
В 1930-х Арам Хачатурян с увлечением начал работать над музыкой к кинофильмам. «Писать для кино всегда было для меня задачей сложной, но чрезвычайно интересной и благодарной», — признавался выдающийся композитор, музыку которого мы можем услышать в 25 фильмах.
На киностудии «Арменфильм» в 1935 году режиссёр Амо Бек-Назаров по пьесе Габриэла Сундукяна снял первый звуковой армянский фильм «Пэпо». Музыку к фильму написал Арам Хачатурян. Для молодого композитора это стал первый опыт работы в кино. Следующий шаг — историко-революционный фильм «Зангезур» (1938, реж. А. Бек-Назаров, Я. Дукор). В «Зангезуре» Хачатурян выступил как мастер симфонической киномузыки. Некоторые принципы, заложенные в музыке к этому фильму, в дальнейшем нашли своё отражение в Скрипичном концерте, в балете «Спартак» и в музыке к другим фильмам.
За музыку к фильмам «Пэпо» и «Зангезур» Арам Хачатурян в 1938 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Армении.
В 1938 году Арам Хачатурян написал музыку к первому таджикскому звуковому фильму «Сад» (реж. Н. Досталь), а в 1940-м — к историко-революционной ленте «Салават Юлаев» (реж. В. Протазанов).
Плодотворным было сотрудничество Арама Хачатуряна с режиссёром Михаилом Роммом. Познакомились они в 1943 году, когда Ромм снимал военную драму «Человек № 217» о девушке по имени Таня, попавшей в плен к фашистам. Основное действие фильма разворачивается в 1942-м. Вместе с тысячами других мужчин и женщин Таня была отправлена в Германию. Эшелон прибыл в обыкновенный немецкий городок, где она попадает в семью бакалейщика Краусса, у которого уже был русский пленный — профессор Сергей Иванович. С ним она будет переносить все ужасы неволи и мечтать о побеге… В фильме «Человек № 217» Арам Хачатурян музыкальными средствами блестяще выразил чувства негодования, возмущения, протеста. «Я был обязан высказать своё отношение к факту вместе с драматургом и режиссёром. Музыка должна была привести зрителя в состояние большого душевного волнения и гнева», — говорил композитор.
Через некоторое время Михаил Ромм предложил Араму Хачатуряну написать музыку к фильму «Русский вопрос» (1947). По словам самого автора, самым интересным приёмом была замена речи героя музыкой. «Лицо артиста взволновано, но мы слышим не слова его, а музыку, выражающую его чувства. И мне кажется, все зрители поняли, о чём говорил в своём страстном выступлении Смит», — вспоминал композитор о сцене, где герой фильма, журналист Смит, должен принять решение, писать ли ему честную статью о Советском Союзе.
Три последних фильма Михаила Ромма, в которых Арам Хачатурян принимал участие, — это «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
Большое значение для Хачатуряна имело сотрудничество с режиссёром Владимиром Петровым по киноэпопее «Сталинградская битва» (1949). Две серии фильма разворачивают перед зрителями картину небывалого сражения. Труд композитора, по его же признанию, состоял в создании музыки, очень мало разбавленной другими настроениями. Тут не нужно было ни лирики, ни песни, только очень большое напряжение. «Материал такого размаха встал передо мной впервые. Два часа батальной музыки! Всё, что приходилось делать в этом роде до сих пор, не шло ни в какое сравнение с нынешним заданием, как и сама битва превосходила по своим масштабам все известные до сих пор в истории…» — вспоминал композитор.
Музыка к фильму «Сталинградская битва» легла в основу получившей самостоятельную концертную жизнь симфонической сюиты под тем же названием. Она состоит из восьми номеров — «Город на Волге», «Нашествие», «Сталинград в огне», «Враг обречён», «В бой за Родину», «Вечная слава героям», «Вперёд к победе» и «Есть на Волге утёс».
В 1955 году на экраны вышел фильм Сергея Юткевича «Отелло», снятый по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Арам Хачатурян, которому оказалась близка сила драматических коллизий шекспировской пьесы, создал к фильму такие впечатляющие произведения, как «Пролог» (рассказ Отелло), песня солдата, монолог Отелло, вокализ Дездемоны и её «Песня про иву».
«Я очень люблю театр и кино, — говорил Арам Хачатурян. — Люблю писать, имея перед собой чёткий драматургический план, вытекающий из содержания пьесы и замысла режиссёра. Я придаю очень большое значение этой работе, ибо сцена, сюжет, кинокадр, живой актёрский образ — всё это помогает мне оформлять музыкальные мысли, конкретизирует творчество, обогащает форму».
Подготовлено по материалам: 1. Виртуальный музей Арама Хачатуряна; 2. Г. Тигранов. Арам Ильич Хачатурян. Очерк жизни и творчества. — Ленинград : Издательство «Музыка», 1978. 3. cinema.mosfilm.ru.
Фото обложки: Композитор А.И. Хачатурян / Автор: Кассин Евгений, Савостьянов Владимир. Источник: tassphoto.com, culture.ru