Долгий путь Айцемник Урарту

Любой женщине в искусстве приходится сталкиваться с огромными трудностями: от сосуществования в бытовом и творческом пространстве до отсутствия свободы действий. Сейчас работы первой армянки, ставшей профессиональным скульптором, можно увидеть в центре Еревана, где также есть улица, названная в её честь. В нашем новом материале расскажем о творческом пути художницы, полном страсти к скульптуре, человеческой мудрости и терпения.


Айцемник Тер-Хачатрян родилась в Карсе в семье преподавателя гимназии. С юных лет она была окружена искусством и литературой, в гости к её отцу часто приходила местная прогрессивная интеллигенция. Эта среда пробудила в талантливой девушке интерес к творчеству. В 1914 году семья Урарту была вынуждена эвакуироваться в связи с началом Первой мировой войны. По окончании школы Айцемник приехала в Краснодар и год училась на историко-филологическом факультете Кубанского государственного университета.

Становление Айцемник Урарту как художницы началось со встречи со скульптором Степаном Эрьзи, у которого она училась два года — в этот период сформировался стиль и возник псевдоним Урарту.

Айцемник Урарту в 1920 года. Источник: cyberleninka.ru

В 1920 годы у многих армян появилась возможность вернуться на свою историческую родину. Айцемник Урарту вместе с мужем Гургеном Кочаряном была из числа вернувшейся армянской интеллигенции.

Творческий путь в Ереване не был для неё простым. Из письма Айцемник 1926 года известно, что долгое время ей не удавалось арендовать мастерскую. Но друзья художницы помогли поучаствовать в первой в её карьере московской выставке. Журнал «Московский пролетарий» в рецензии на выставку ОРС с осуждением писал, что на ней преобладает «чистое искусство», где «много мастерства, но нет содержания». Хотя критикам работы Урарту не понравились, для скульптора была важна возможность выставить свои работы и показать их зрителю.

В Армении она вскоре получила доступ к мастерской в одном из старинных особняков, но на пути возникла иная проблема — непонимание и неприятие со стороны коллег. У Урарту не складывались отношения с другими художниками и скульпторами. Как она писала: «…Мои коллеги с виду любезны, а за глаза делают все возможное, чтобы затормозить мою работу <…> к выставкам не допускают и много других поступков, о которых говорить не хочется, они так мелки и так оскорбительны». Айцемник продолжительное время не имела постоянного места работы и находилась под угрозой лишения мастерской. Отношения между группами ереванских художников в этот период были напряженными. В 1926 г. Общество работников изобразительных искусств Армении в результате разногласий «откололась оппозиционная группа». А в начале 1927 г., когда к этой группе присоединились Урарту и график С. Тарьян, она оформилась в армянское отделение АХРР.

С 1930 годов начался зрелый период в творчестве Урарту. Она получила новый дом, в котором могла экспонировать свои работы и создавать новые. В это время Айцемник трудилась над памятником Ованесу Туманяну, оформленный не только скульптурным портретом, но и отрывками из его произведений. 1930 годы ознаменованы и изменениями в личной жизни художницы, отразившиеся в творчестве: она рассталась с Кочаряном и связала свою судьбу с Ашотом Иоаннисяном, армянским революционером и ученым-историком. В 1937 году он был арестован и отправлен в ссылку — эта травма глубоко отразилась как в работах Урарту, так и на её карьере. Она стала невидимой для мира искусства — работы Айцемник не допускались на выставки и конкурсы. Но художница продолжала свою работу, хотя заказов после ареста Иоаннисяна практически не получала.
В годы Великой Отечественной войны она отдала свою квартиру беженцам, а сама жила в мастерской. В этот сложный период Урарту создала большую серию выразительных портретов своих современников: поэтов А. Исаакяна и Н. Заряна, хирурга А. Кечека, художников Э. Исабекяна и С. Карагезян, скрипача А. Габриэляна. В послевоенное время Айцемник Урарту продолжала развивать жанр, ставший определяющим в её творчестве — скульптурный портрет. Она создавала образы представителей армянской интеллигенции, сельских жителей и героев труда.

Источник фотографий: hy.wikipedia.org

В 1960 годы художница была вынуждена прекратить свою деятельность из-за развившейся болезни Паркинсона, которая не позволяла ей держать в руках инструменты. Для неё это стало ударом, но связь с искусством она не теряла. До конца жизни Айцемник Урарту руководила Фондом живописи Армении.
Художница скончалась в Ереване 17 декабря 1974 года. На могиле Урарту установлена скульптура «Спокойствие», с которой она выступала на своей первой московской выставке в 1926 году.

Скульптура «Спокойствие». Источник: hayazg.info


Источник: Клюева И.В. «Данный вам талант должны выявить упорным трудом…»: Скульптор Степан Эрьзя и его ученица Айцемик Урарту // Общество. Среда. Развитие. – 2023, 12. – С. 103–111. – DOI 10.53115/19975996_2023_02_103–111

Долгий путь Айцемник Урарту