Операция «Немезис» в армянских графических романах
Искусство комиксов — многослойное направление медиа, которое объединяет элементы художественного и литературного творчества. На страницах иллюстрированного эпоса зрелищно отражаются и комментируются социальные и политические проблемы. В нашем новом материале обратимся к двум графическим романам, изображающим важный эпизод армянской истории.
Комиксы способны охватывать любой жанр — от мифа до сатиры, от научной фантастики до мелодрамы. В развивающейся армянской индустрии комиксов выпускаются как исторические и традиционные сказочные истории, так и остросюжетные романы, триллеры, социальные памфлеты.
Последовательное расположение панелей управляет ключевыми точками истории и даже течением времени в графическом романе: пока глаз читателя сфокусирован на отдельном кадре, сцена, изображаемая на нем, продолжает длиться. Размер, форма и порядок изображений также могут ускорять или замедлять действие.
Художники комиксов создают собственные миры и героев, позволяя аудитории воспринимать события как на текстовом, так и на визуальном уровне. В то же время, иллюстрируя сюжеты уже существующих книг или эпизоды из реальной жизни, авторы графических романов создают новую интерпретацию известных мотивов.
В 2015 году издательства Франции и США выпустили два графических романа по мотивам событий Операции «Немезис».
Первую работу под названием «Операция Немезис. Согомон Тейлерян» иллюстрировал итальянский художник Паоло Косси по сценарию Жана Варужан-Сирапяна и Жан-Блез Джиана. Книга стала первой сенсацией в мире армянских комиксов и была переведена на несколько европейских языков. Выполненный в пурпурно-сером тоне, пластичный рисунок детально, но достаточно хладнокровно ведет повествование от лица самого Тейлеряна, выделяя эмоциональное наполнение диалогов и ремарок рассказчика.
В создании графического романа «Операция Немезис» издательства Devil’s Due участвовали в качестве продюсеров Дэвид Крикорян и Томас Дарданьян, а также Харрис Вулф Богосян — сын Эрика Богосяна, автора известной документальной книги о тех же эпизодах истории, которые описывает комикс.
Действие разворачивается посреди судебного процесса над Согомоном Тейлеряном. Стилистика повествования, сотканного из разных временных промежутков и сюжетного монтажа, тяготеет к жанру триллера. Такое творческое решение автора Джоша Блейлока не случайно: сценарий построен на показаниях Тейлеряна в суде, и с каждой новой фразой читателю показывают кусочки прошлого, олицетворяющие слова подсудимого. Мрачная и насыщенная графика Роджера Купеляна и Хойта Сильвы создает дополнительное напряжение.
Изображения предоставил редакции музея Айк Варданян.