Режиссер отчуждения: творческая биография Атома Эгояна
Атом Эгоян (Աթոմ Եղոյեան) ― режиссер, снявший более 15 картин, среди которых «Славное будущее», «Экзотика» и «Арарат». Сюжеты всех его фильмом — совершенно разные истории, но объединяет их ощущение одиночества человека, постоянной попытки и невозможности соединиться с собой и другими. В этой статье редакция Армянского музея расскажет о талантливом режиссере и его фильмах, некоторые из которых известны скандально, причем, по совершенно разным причинам.
Атом Эгоян (Աթոմ Եղոյեան) ― режиссер, сценарист, актер и продюсер, известный своим провокативным и свободным кино. Он родился в 1960-м году в Каире в семье армяно-египетских художников Шушан (урожденной Девлетян) и Иосифа Эгояна. Необычным именем Атом его назвали, чтобы отметить завершение постройки первого ядерного реактора в Египте. У Атома есть младшая сестра Ева: сегодня она пианистка, живет в Торонто. Родители Атома и Евы не планировали переезжать из Каира, однако из-за подъема арабского национализма в начале 60-х им пришлось это сделать: в 1963 году семья эмигрировала в Канаду, в город Виктория. В школе Атома не принимали, так как он отличался от детей ― внешне, произношением. Это привело к тому, что мальчик на долгие годы отказался от своей армянской идентичности,
С детства Атом Эгоян увлекался написанием пьес и кинематографом: любил, например, произведения абсурдиста-драматурга Сэмюэла Беккета и режиссера Ингмара Бергмана. Учился Эгоян в Тринити Колледже в Торонто. Там он познакомился с Гарольдом Наабедяном ― армяно-канадским англиканским капелланом колледжа. Эгоян, рассказывая о нем, говорил, что именно Наабедян заново познакомил его с армянским языком и наследием. Эгоян забыл родной язык, но благодаря Наабедяну смог выучить его снова: в дальнейшем Армения появляется в творчестве Эгояна постоянно.
Эгоян не был удовлетворен учебой на факультете международных отношений. В 24 года он решил снимать кино. В 1984 году он выпустил свой первый фильм ― «Ближайший родственник», в котором рассказывается о двадцатитрехлетнем Питере Фостере, который, приехав в неблагополучную армянскую семью Дерьян, выдает себя за их сына Бедроса, которого те из-за недостатка денег еще маленьким отдали на усыновление. Этот фильм ― о семье, одиночестве, отчуждении, ― уже содержит в себе зачатки основных идей, которые Эгоян развивает во всех своих режиссерских работах. Он длится всего 72 минуты и снят на относительно небольшой бюджет.
«Я был очень целеустремленным», ― говорил Эгоян о съемках своего первого фильма. ― «На тот момент независимое кинопроизводство не считалось крутым, модным занятием». Несмотря на то, что фильм можно было бы назвать «любительски снятым», он получил признание критиков: сразу два приза на международном кинофестивале Мангейм-Гейдельберг.
Дальше выходят фильмы Эгояна: «Семейный просмотр» (1987) ― история о сложных отношениях отца и сына; «Роли с текстом» (1989) ― запутанная романтическая истории в мире кино; «Страховой агент» (1991) ― тяжелая драма о браке и изменах; «Аморальное поведение» (1993) ― судебная драма. Он снимает свою часть для антологии в честь 350-летия города Квебек (Монреаль).
В 1993 году Эгоян выпускает фильм «Календарь». Это история о том, как фотограф, приехав из Канады в Армению, чтобы фотографировать церкви для календаря, теряет жену, потому что она влюбляется в водителя такси. Этот фильм очень хорошо отражает общие мотивы в работах Эгояна: семейные проблемы, отстранение людей друг от друга, а еще ― Армения и армянское, как что-то родное, красивое и при этом бесконечно далекое.
Несмотря на то, что все эти фильмы достаточно неплохой бюджет и соответствующий успех среди критиков, по-настоящему коммерческий успех принес Эгояну фильм «Экзотика» 1994 года. Это провокативный, эротичный и тяжелый фильм о танцовщице и ее клиенте. И снова ― очередное проявление отчуждения людей друг от друга, от самих себя, ― но в новой истории.
Вот, как рассказывал об этом фильме сам режиссер:
«Это было снято в разгар одной из худших периодов жары в истории Торонто. Арсине [жена Эгояна и одна из главных актрис] была беременна, и это была очень тяжелая беременность. Ходить в этот клуб каждый день было все равно что попасть в ад. У нас постоянно падали в обморок статисты. <…> Но это был огромный коммерческий успех, в этом нет никаких сомнений, и это был идеальный фильм с идеальным дистрибьютором в идеальное время».
Фильм собрал в прокате более 5 миллионов долларов при бюджете в 2 миллиона.
В 1997 году вышел еще один, наверное, самый успешный фильм в карьере Эгояна ― «Славное будущее». Это еще одна мрачная семейная драма: авария, насилие, суд, сломанная судьба. Сценарий написан по мотивам романа писателя Рассела Бэнкса, который, в свою очередь, основан на реальных событиях.
Работа Эгояна заслужила восхищение критиков, актеров и коллег-кинематографистов. «Я думаю, Атом ― мастер своего дела, настоящий гений», ― говорит Ян Холм, единственный неканадский актер в «Славном будущем» (Эгоян, как правило, работает в своих фильмах с одной и той же группой актеров). «Я рассматриваю фильм скорее как пьесу Пинтера [английский драматург]; он не расставляет точки над «i» и не перечеркивает «t», так что в фильме возникают вопросы: как вы думаете, что это означало?».
Рассел Бэнкс, который продал Эгояну права на свой роман, изначально скептически относился к работе с режиссером, посмотрев другие его фильмы. «Но потом я увидел, что он повернут на том же, на чем и я», ― говорил Бэнкс. «Как люди узнают друг друга, что они могут и чего не могут знать друг о друге, чувство разобщенности людей и их потребность преодолеть это и соединиться».
В конечном счете, по словам Бэнкса, Эгоян был более верен его роману, чем любой голливудский режиссер. «В конце концов, больше всего для меня значило то, что он сохранил моральный центр романа; это то, что наиболее значимо для писателя, и это то, чего писателя лишают большинство кинематографистов. В случае с Атомом, его больше всего волновали те же вопросы, что и меня: отношения между родителями и детьми, роль, которую дети играют в нашем большом сообществе, то, как у нас отнимают наше будущее».
Фильм «Арарат» (2002) ― одна из главных работ Эгояна. После франкоязычного фильма Анри Вернейля «Майриг» (1991) это была первая крупная кинокартина, непосредственно посвященная геноциду армян. В ней рассказывается история о том, как режиссер Эдвард Сароян пытается снять в Голливуде фильм о Геноциде армян и судьбе армянского художника Аршила Горки, который потерял во время Геноцида свою семью. Эдварда Сарояна в фильме сыграл Шарль Азнавур.
В фильме использовались документальные кадры: например, съемки храмов разрушенной древнеармянской столицы Ани, которая сейчас находится на территории Турции. Фильм был выпущен в более чем 30 странах мира. Из-за серьезного общественного резонанса Эгоян принял решение показывать фильм на Каннском фестивале вне конкурса.
Эгоян преподавал в Университете Торонто в течение трех лет с 2006 года: его пригласили на факультет искусств и наук в качестве почетного гостя декана в области театра, кино, музыки и визуальных исследований. Впоследствии он преподавал в Университете Райерсона. В 2006 году он получил премию магистра кинематографии Международного кинофестиваля в Мангейме-Гейдельберге.
В 2009 году он снял эротический триллер «Хлоя». Он фильм собрал 3 миллиона долларов в прокате в Соединенных Штатах и стал одним из самых кассовых специальных фильмов года. Через несколько месяцев после выпуска DVD «Хлои» Эгоян сказал, что Хлоя заработала больше денег, чем любой из его предыдущих фильмов.
В 2015 году Эгоян снял триллер «Помнить» с Кристофером Пламмером в главной роли, премьера которого состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в сентябре, а затем была выпущена ограниченным тиражом в кинотеатрах.