Пропагандист и лирик: два мира в графике Левона Айрапетянца
Левон Айрапетянц — советский график, его плакаты 1960–1980-х годов иллюстрируют важные проблемы эпохи, а станковые работы проникнуты тонким лиризмом. Лаконичный и выразительный художественный язык произведений мастера позволял создавать визуальные образы, которые обращались лично к каждому зрителю. О творчестве Левона Айрапетянца читайте в материале Армянского музея Москвы.
Левон Айрапетянц родился в 1919 году в Кисловодске. В детстве он учился в художественной студии, после школы будущий график окончил исторический факультет в Коломенском учительском институте и философский факультет в Ленинградском государственном университете. Однако Левон Айрапетянц связал свою жизнь с искусством после учебы в Московском полиграфическом институте.
В 1946 году он приехал в Ленинград, где стал работать художником-декоратором в Театре комедии у Николая Павловича Акимова. Там Левон Айрапетянц познакомился с искусством плаката и создал свои первые афиши. Уже в них прослеживается любовь графика к лаконичности форм, ограниченной палитре цветов и яркой образности.
К 1960-м годам, времени преобладания «сурового стиля», для которого характерны отказ от пафоса и театрализации и интерес к правде повседневной жизни, художник начинает работать в агитационном плакате. Левон Айрапетянц посвящает произведения выполнению планов пятилеток, съездам партии, защите детей Африки, правилам поведения на производстве.
График обращается к наследию авангарда, когда искусство плаката переживало свой «золотой век». Как и коллеги в 1920-е годы, Левон Айрапетянц минимизирует использование художественных средств, что придаёт работам особую выразительность.
Основными цветами творчества выступают красный и чёрный, контраст которых создаёт напряженный визуальный образ, воздействующий на зрителя. Например, в плакате «За тесное содружество науки и производства» изображены шестерёнка и прибор для измерения окружности — нутромер. Красная половина детали напоминает солнце, что символизирует свет науки. «Производственная» часть плаката выполнена в чёрно-белой гамме, обозначающей чёткость и слаженность необходимые для работы на предприятии. Левон Айрапетянц выбирает короткие и ёмкие фразы, которые понятны каждому. Художник дополняет слова строгим и лаконичным рисунком, что позволяет создать цельный запоминающийся образ.
В плакате «Работай только отлично» Левон Айрапетянц вписывает знак качества в красный треугольник, чтобы усилить его важность. Самый острый угол фигуры направлен вниз и разделяет машины на два ряда, обозначая необходимость качественно выполненной работы в автомобильной отрасли.
В серии плакатов «Спиричуэлс», посвященной расовой дискриминации в США, Левон Айрапетянц использует только два цвета — чёрный и белый. Художник превращает героев в тени, у которых светлым обозначены основные черты лица. Силуэты персонажей ярко выделяются на белом фоне.
В плакате «И мы Америка!» Левон Айрапетянц изображает только людей и флаг США, у которого вместо звёзд тюремная решётка. Такое противопоставление на расовую дискриминацию и пренебрежительное отношение к темнокожему населению в стране.
В плакате «Под сенью флага USA» образ мальчика, протягивающего руку, вызывает сочувствие. Левон Айрапетянц помещает героя между памятником Вашингтону, даровавшему Америке независимость, и флагом США, трактованном в форме карты Африки. Эти символы напоминают о тяжёлом положении выходцев из африканских стран. В плакатах данной серии художник акцентирует внимание зрителя на изображении, а не на тексте, который помещает в нижний левый угол в качестве дополнения.
График создавал также интересные афиши для различных мероприятий. Например, для фольклорного фестиваля 1982 года. Левон Айрапетянц обращается к теме славянского орнамента. В качестве главных элементов плаката используются птицы и солярный знак, который в контексте праздника может восприниматься, как карусель. Художник чередует широкие и тонкие полосы красного и белого, что создаёт иллюзию движения. Возможно, график был знаком с оп-артом — оптическим искусством. Авторы этого направления использовали различные приёмы: контрасты цвета, геометрические узоры, чтобы создать ощущение движущегося рисунка. Левон Айрапетянц использует визуальную иллюзию, чтобы передать радостную атмосферу фестиваля.
Художник создавал и станковую графику. Он развивал жанр «тихого искусства», для которого характерны камерные сюжеты, отстраненные от идеологического вмешательства. В 1960-е годы женские образы были излюбленной темой Левона Айрапетянца. Как и в плакате, художник использовал минимальное количество художественных средств для передачи изображения. График применял белую бумагу, на которой рисовал тушью или чёрной гуашью. Левон Айрапетянц делал быстрые зарисовки моделей, несколькими линиями, обозначая основные черты, что позволяло художнику передать состояние героя. Станковые работы художника проникнуты тонким лиризмом и созерцанием жизни.
В 1970-е годы Левон Айрапетянц начал изображать пейзажи, некоторые из которых были выполнены в Паланге — прибрежном городе-курорте на западе Литвы. Для передачи впечатлений от путешествия художник расширяет набор художественных средств и комбинирует их в одном рисунке. За счёт использования акварели появляется цвет, а чёткая графичность линий сохраняется благодаря контурам, сделанным тушью.
Левон Айрапетянц соединил строгие образы с ёмкими фразами в агитационных плакатах, что позволило сделать их запоминающимися. Его работы стали символами своего времени. В станковой графике Левон Айрапетянц раскрылся, как художник с особым мироощущением. Он стремился отобразить уютный камерный мир. Выразительные и лаконичные работы позволяют зрителю задуматься и найти способ по-иному воспринять повседневность жизни. Рисунки и плакаты графика объединяет то, что Левон Айрапетянц, как истинный творец, обращается не к массам, а к каждому человеку в отдельности.
Текст подготовила Полина Лохмоткина