Арцах не сломлен. В Армянском музее Москвы представили работы российских журналистов о Второй арцахской войне
В 1916 году русский поэт Сергей Городецкий отправился в качестве военного корреспондента газеты «Русское слово» на Кавказский фронт Первой мировой войны. В Ване, куда он был направлен, перед ним предстало «развалин жуткое зиянье», мимо него вереницей проходили беженцы, а сирот армянского города поэт взялся перевезти в безопасное место. «Я считаю себя продолжателем славного дела Валерия Брюсова. Он ещё более подружил Россию с Арменией. Я укрепил эту дружбу стихами и работой на фронте, — спустя годы писал Городецкий в своём очерке, посвящённом армянскому поэту Ованесу Туманяну. — Дела двух русских поэтов подтвердили идею Ованеса Туманяна об исторической неразрывной связи армянского народа с русским». Подобных историй между двумя народами немало. Параллели можно провести и сегодня, в связи с прошлогодней войной в Арцахе и работой российских военных корреспондентов, доносивших миру правду.
О неразрывной связи русских и армян не раз говорилось на днях в Армянском музее Москвы. К годовщине начала Второй арцахской войны в лектории музея были показаны работы российских журналистов, честно и правдиво освещавших развязанную Азербайджаном и Турцией военную агрессию против армян Арцаха. Состоялось открытие фотовыставки Ростислава Журавлёва «Чёрные сады войны» и прошли показы двух документальных фильмов Тимофея Ермакова и Михаила Акселя — «Несломленный Арцах» и «Давачан. Армения после войны».
Фотоаппарат сопровождал Ростислава Журавлёва во время и после войны, документируя нанесённые ею разрушения и истории людей. На открытии выставки Ростислав представил собравшимся гостям свои снимки, на которых запечатлены следы ударов от запрещённого оружия по гражданским объектам столицы Арцаха, друзья-военкоры (Семён Пегов) и помогавшие им местные жители (гид-проводник Карен), ввод российских миротворцев. «Наиболее тяжёлая часть, как я считаю, это даже не горячие дни ожесточенных боевых действий, а передача районов Азербайджану по трёхстороннему соглашению», — поделился Ростислав, рассказав об исходе целого народа, о настоятеле Дадиванка отце Ованнесе, не желавшем покидать монастырь, и формировании двух постов миротворцев для защиты древней обители.
«Несломленный Арцах» стал хроникой (наиболее объективным жанром документального кино) военных дней, пережитых народом Арцаха. В начале фильма авторы указывают, что «намеренно отказались от использования закадрового текста, чтобы комментарии не мешали честному восприятию кадров». Представляя фильм, Михаил Аксель и Тимофей Ермаков подчеркнули, что он в первую очередь об армянах, которые боролись за свою независимость и противостояли оккупанту. Точка в этой войне не поставлена, а их работа, надеются они, поможет сделать выводы ради будущего — что было сделано правильно, а что нет, ведь всё зависит только от армянского народа.
На показе фильма присутствовал ещё один из создателей фильма — журналист Дмитрий Селезнёв. Впервые он был в Степанакерте, сопровождая русского писателя Эдуарда Лимонова в его поездке по Арцаху. Тогда он видел мирную жизнь. Во второй приезд Дмитрия Арцах был охвачен войной. «Ужасно было наблюдать, как абсолютно мирный город с его пейзажами, голубым небом, дорогами, домами, облагороженными улицами начинает сыпаться. Это страшно», — поделился он с гостями. Рассказал Дмитрий и о храбрости сотрудников гостиницы, где жили российские журналисты. Они до последнего дня войны выполняли свою работу — без света, под звуки сирен.
После просмотра фильма к гостям обратился Сергей Беляк, друг Эдуарда Лимонова. Он отметил, что Тимофей Ермаков, Михаил Аксель, Ростислав Журавлёв и Дмитрий Селезнёв своей работой сделали несоизмеримо много для укрепления дружбы между народами Армении и России. К собравшимся обратился и представитель Арцаха в России Альберт Андрян, подружившийся с Лимоновым в его первую поездку в Арцах в 2017 году. Сергей Беляк и Альберт Андрян рассказали об искренней любви Эдуарда Вениаминовича к Арцаху, о его желании написать книгу, посвящённую этому удивительному краю и солдатам, защищающим свою родину. Написать книгу, к сожалению, он не успел, но, как заметил Альберт Андрян, говоря о российских военных корреспондентах, «дело великого Лимонова продолжают эти ребята». Как когда-то Сергей Городецкий своей работой на фронте продолжил дело Валерия Брюсова.
Во второй день мероприятий, приуроченных к годовщине Второй арцахской войны, прошёл просмотр следующего документального фильма Тимофея Ермакова и Михаила Акселя «Давачан. Армения после войны». «Если говорить о том, что сейчас происходит в Закавказье, то, конечно же, это столкновение больших цивилизаций и геополитических проектов. России, Ирана и Турции. Мы с Арменией находимся в одной геополитической команде», — отметил один из создателей фильма Росс Марсов, обратившись к гостям перед просмотром.
«Давачан. Армения после войны» посвящён царящим в Армении послевоенным настроениям. Как и первый фильм, он в большей степени представляет собой хронику, в нём звучит голос людей, их мнение и надежды. Его основная идея заключена в том, что из произошедшего необходимо вынести правильные выводы, в том числе внутриполитические. Это необходимо, чтобы впредь избежать предательства политического руководства в отношении своего же народа.
Главный посыл обоих фильмов Тимофея Ермакова и Михаила Акселя — вопреки всем невзгодам Арцах не сломлен, народ и солдаты не были побеждены. А мы, Армянский музей Москвы, добавим, что Арцах не сломлен и благодаря неравнодушию военных корреспондентов, их честной работе на арцахском фронте.