Мавзолей Аршакидов, или Почему в Армении почти не сохранились памятники языческого искусства
В армянской культуре достаточно памятников средневекового искусства, но все они относятся к христианскому периоду. Но ведь христианство было принято только в начале IV века, а искусство существовало и до наступления эры от Рождества Христова. Сохранилось ли что-то с тех, еще языческих, первых веков новой эры?
Известно, что в Армении христианство было принято в 301 году и провозглашено царем Трдатом III государственной религией. Об этом есть много текстов, в том числе и на портале Армянского музея Москвы — от фактологической историографии до мифологической сюжетности этого переломного периода в истории Армении. Однако христианство не всегда принималось народом с энтузиазмом, многие прочно держались за догматы и постулаты старой веры, продолжая курить фимиам пантеону языческих божеств. Уверовать в Христа торопились не все, хотя среди образованной части населения выделилась прослойка, познакомившаяся с новой религией и готовая обратиться в христианство. Большинство же населения связывало язычество с верой своих праотцов, продолжая чтить укорененные веками обряды и неистово защищать местных языческих богов. Не секрет, что Григорию Просветителю и его ближайшим сподвижникам приходилось довольно часто прибегать к решительным мерам «воцерковления». В принципе, методы эти были не новы — низвержение старого и установление нового. А это значит, что как сами идолы, так и предметы служения богам уничтожались довольно беспощадно — это делалось, чтобы лишить народ возможности поклоняться старым богам и доказать беспомощность и анемичность прежней веры. Устранялся сам культ, а вместе с ним и предметы этой культуры. Именно поэтому до наших дней практически не дошли предметы искусства того периода. Но что-то все-таки уцелело, хоть и в видоизмененном состоянии.
Наш рассказ об одном из самых ранних памятников скульптуры, частично еще связанном с язычеством — погребальной плите из усыпальницы царей Аршакидов в Ахцке (IV в.). Хоть мавзолей и разрушился от воздействия времени и многовековых событий бурной и нестабильной армянской истории, основная погребальная камера все-таки сохранилась в очень достойном виде.
Она представляет собой помещение, фланкируемое с двух сторон гробницами — слева и справа. Сейчас саркофаги пустуют, являя собой произведения искусства, в которых явственно сплелись два культа — изживающий себя языческий и заявивший о себе христианский.
Каждая из гробниц перегорожена каменными плитами, в северной части находится плита с орнаментом из овов, на другой изображен Даниил между двух львов (раннехристианская иконография святого Даниила во рву львином). В южной части расположена плита, в которой вырезан равноконечный крест и на нем две птицы. Здесь же сохранилась плита с изображением птицы и бычка среди виноградных лоз, а также плита на которой вырезан охотник, поражающий копьем вепря, окруженного охотничьими собаками. Рельеф неровный, не слишком глубоко врезан в камень и техника исполнения — средняя. Медиевист Лидия Дурново сказала об этом рельефе: «он выполнен не слишком искусно».
Лидия Дурново в «Очерках изобразительного искусства средневековой Армении» отмечает, что на плите с изображением борьбы человека с вепрем отразились астральные, дохристианские представления: слияние гиганта Торка с Ара Прекрасным и борьба со злыми силами при помощи добрых гениев аралезов — собак. Остальные плиты принадлежат уже христианскому культу. Равноконечный крест с птицами — весьма распространенный мотив всего раннехристианского искусства.
В оформлении обложки использован снимок гробницы Аршакидов. Фото © Armen Manukov